С детства Анатолий Бучковский мечтал стать лётчиком. Что, в общем-то,  вполне объяснимо: отец Анатолия был офицером.
В молодые годы служил в разных уголках Советского Союза. Был переведён в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков. Анатолий ещё в школьные годы зачарованно смотрел, как с аэродрома взлетают самолёты.

Государство в те уже далёкие 60-е годы прошлого столетия средств на подготовку лётчиков не жалело. Курсанты поднимали крылатые машины в воздух практически каждый день.

К поступлению в училище Анатолий готовился серьёзно. Учиться в Ейском авиационном, слава о выпускниках которого гремела не только на весь Советский Союз, но и зарубежные страны, было престижно. И поступать сюда съезжались выпускники школ из разных краёв и областей необъятной Родины. Учились здесь и представители дружественных Советскому Союзу стран.

Но мечтам о поступлении в Ейское училище не суждено было сбыться. Как выяснилось, в лётчики-истребители берут тех, чей рост не выше 182 сантиметра. По росту Анатолий явно не проходил. Подгибать ноги в коленях, чтобы казаться ниже, чем есть на самом деле, не имело смысла. И он отправился поступать в Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов имени Пролетариата Донбасса. Там готовили специалистов для транспортной авиации, куда ограничений по росту не было.

После окончания училища молодого офицера направили в авиацию пограничных войск, штурманом самолета АН-26. Часть дислоцировалась в городе Раквере, недалеко от Таллина.

С прохладной Балтики –  в знойный Душанбе

В 1981 году  по решению командования пограничных войск в Душанбе была сформирована авиационная часть. В неё и перевели Анатолия Бучковского. В задачу лётчиков входило обеспечение воинских подразделений, находящихся на территории Республики Афганистан, продуктами питания, боеприпасами. Нередко экипаж самолёта, в составе которого был Анатолий Леонидович, барражировал вдоль государственной границы, ведя с воздуха наблюдение за сопредельной территорией.

Периодически на один-два месяца экипаж командировался в Кабул. Здесь он находился в распоряжении руководителя представительства пограничных войск и посла Советского Союза. Из Кабула приходилось летать в разные провинции Афганистана. И каждый такой вылет был сопряжён с риском. Душманы за время боевых действий приобрели навыки уничтожения воздушных целей. Полёт зачастую проходил над территорией, контролируемой различными бандитскими формированиями. И не раз бывало так, что самолёт подвергался обстрелу с земли, но экипаж умело выходил из-под огня без потерь. Если не считать пробоин в обшивке  машины.

–  Очень сложными были полеты в Хост, –  вспоминает Анатолий Леонидович. – Проходили они над территорией, полностью контролируемой моджахедами. И, увидев самолет, они всегда открывали огонь. А город Хост находится в непосредственной близости от границы с Пакистаном. И если при заходе на посадку экипаж замешкается на несколько секунд, то крылатая машина оказывалась над территорией соседнего государства. А военные этой недружественной Советскому Союзу страны никогда не упускали возможности открыть огонь по самолёту с красными звёздами на фюзеляже…

Экипажу приходилось действовать чётко и слаженно, без каких-либо заминок и проволочек. Можно было не только подвергнуться обстрелу, но и стать виновником международного скандала. Власти Пакистана всячески поддерживали душманов, обеспечивали их продовольствием и оружием. Более того, оказывали помощь в обучении  моджахедов ведению боевых действий, минно-взрывному делу. И никогда не упустили бы возможности обвинить Советский Союз в нарушении государственной границы.

В 1983 году минирование дорог вокруг гарнизонов советских войск, возможных путей движения застав и подразделений приняло массовый характер. И командование пограничных войск приняло решение во избежание серьёзных потерь, все транспортные перевозки по обеспечению гарнизонов всем необходимым, проводить авиационными подразделениями. Но не каждый гарнизон или застава располагали взлётно-посадочной полосой. Поэтому ставка была сделана на вертолёты Ми-8. Возникла проблема с комплектованием экипажей. Поэтому командованием было принято решение провести переобучение некоторых офицеров на Ми-8. В их число был включён и Анатолий Бучковский.

Камнем к земле

На всю жизнь Анатолию Леонидовичу запомнится 8 декабря 1987 года. В этот день группа вертолётов должна была высадить десант, в задачу которого входило уничтожение базы душманов. Когда Ми-8 завис над площадкой для высадки бойцов, по нему с близкого расстояния ударил пулемёт ДШК. Очередью была повреждена хвостовая балка с рулевым винтом. Командир экипажа майор Борис Гарманов попытался выровнять машину и посадить её на площадку.  Но  вертолёт накренился на левый бок и рухнул на землю. Бортмеханик хотел выключить оба двигателя, но не успел. От сильного удара его отбросило в сторону. Вертолёт по инерции прокатился вниз по склону и замер в 5 метрах от пропасти. Работающий двигатель вертолёта, разбивая лопасти о грунт, заглох. Если была бы скала, то боевая машина скатилась бы по ней в пропасть.  В кабине стал чувствоваться запах авиатоплива…

–  На какое-то мгновение я, видимо, потерял сознание, –  вспоминает Анатолий Леонидович, –  но слышу по радиосвязи, наш ведомый докладывает командованию: «34-й сбит. Все погибли». Как, думаю, погибли, мы же живы»…

Идущие следом вертолёты уничтожили огневую точку моджахедов. Десантники выбрались из вертолёта через дыру в фюзеляже. Анатолий с бортмехаником вытащили из кабины командира. У него, как выяснилось позже, оказался перелом позвоночника. Всех раненых тут же эвакуировали в госпиталь, после которого Анатолия ждало новое назначение…

–  Полёты над территорией Афганистана никогда не были лёгкими, –  говорит Анатолий Леонидович. – Свои сюрпризы преподносила и погода. Песчаные бури наполняли воздух всюду проникающими песчинками. Это сказывалось на работе авиа-

двигателей. Вновь образовавшиеся дюны и барханы меняли знакомый вид местности до неузнаваемости, создавали хорошие условия для маскировки душманов.

По заслугам и награды

За ратный труд Анатолий Бучковский награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За отличие в охране государственной границы СССР».

Отметило советского офицера и правительство Афганистана. Президент Наджибулла наградил его орденом «За храбрость», медалью «За охрану границы Афганистана».

В 1994 году майор Бучковский ушёл в запас. Приехал в родные края, в Ейск, где активно включился в работу общественной организации воинов-интернационалистов.

Во многом благодаря их стараниям на Молодёжной площади в Ейске установлен памятник, где на мраморных плитах увековечены фамилии ейчан, погибших при исполнении воинского долга.  Не стоял в стороне от этого и Анатолий Бучковский.

Он  часто встречается со школьниками, рассказывает о подвиге советских солдат, обеспечивших в 80-е годы прошлого столетия защиту наших южных рубежей.