Стартапом нового витка козоводства стали 50 козочек известной зааненской породы и открытие кооператива «Коза казака».

От рыбоводства к животноводству

Сергей Ульянов – должанец по материнской линии. Большую часть жизни вместе с семьёй прожил в Заполярье и Москве, лишь летом наведываясь к тёплому Азовскому морю. А на холодных берегах Мурманской области он разводил рыбу, вместе с партнёрами поставлял морепродукты любителям северной рыбы.

Когда родилась младшая дочь, Сергею было за 40. Пришло понимание, что суровый климат Заполярья уже не подходит для здоровья семьи. Решили переехать в Москву. В 2012 году там горели торфяники, смог и гарь вытолкнули семью Ульяновых пересидеть природные катаклизмы в Должанской. Обратно семья возвращаться в столицу не захотела.

Чем заняться в станице у моря? Вместе с соратниками Сергей решил разводить осетров и карпов. Огромные бассейны до сих пор стоят во дворе напоминанием о первом должанском бизнесе. «Летом от желающих посетить наш «контактный зоопарк» не было отбоя, – рассказывает Сергей. – Наши огромные рыбы были абсолютно ручными, что приводило в восторг посетителей». На подворье была возможность погладить козочек, посмотреть на курочек. Но шоу для туристов не приносило достаточного для семьи дохода, а цена рыбы не могла конкурировать со стоимостью улова местных рыбаков. Так появились первые козы.

Рынок сбыта

Небольшое стадо давало достаточно молока, чтобы обеспечивать запросы станичников и гостей Должанской. «Козье молоко не вызывает аллергии, – делится Сергей, – а среди приезжих очень многие дети  страдают от этого недуга и не могут употреблять коровье молоко. Приезжая на лето сюда, родители буквально отпаивали ребятишек нашим молоком, наполняя их силами и здоровьем». Часть молока супруги Сергей и Елена перерабатывали в сыр. Причём, не только в лёгкий с небольшим сроком хранения, но замахнулись на производство пармезана и швейцарского грюйера. «Гостили у соседей родственники из стран Балтии, – рассказал Сергей, – чемоданами сыры мои увозили. Говорили, что круче любого европейского сыра наш продукт будет».

Стадо коз увеличивалось, продукции тоже становилось больше. Семья открыла свой магазин для реализации, затем стали выезжать на рынок в Ейск. Ещё до приезда селян у точки продажи продукции от должанских козочек выстраивалась очередь. В считанные часы Елена продавала козьи молоко и продукты из него. Всё было хорошо, пока не грянул карантин и рынки не закрыли до лучших эпидемиологических условий. А козы-то не могли уйти на карантин! Тогда Сергею просто пришлось раздать своё стадо односельчанам.

Козий стартап

Возможно, кто-то другой опустил бы руки, но не Сергей. «Я размышлял, как быть дальше, – продолжает он. – И знаете, что понял? Рынки закрылись, а магазины крупных торговых сетей продолжали принимать покупателей. Значит, надо выходить на поставки сетевикам! А это уже другие объёмы».

Неизменной осталась лишь идея с козами, так как именно продукты из молока маленьких рогатых сегодня на прилавках днём с огнём не сыщешь, а спрос на полезные продукты немалый. А вот дальше… Дальше было понятно, что даже самые крутые местные козы не дадут столько молока, чтобы окупить затраты и дать объёмы. Начали искать.

В Ставропольском крае нашли племенное хозяйство коз заанеской породы. В своё время в питомник завезли козочек из самой Голландии. У каждой такие документы с родословной чуть ли не от седьмого колена, что многим и не снилось. Цена каждой белой красотки, конечно, заоблачная, но задачей питомника было развести племенное стадо зааненской и альпийской породы коз.

Чем они так привлекательны? Именно эти европейские породы считаются самыми продуктивными. Они крупнее наших привычных местных козочек, молока каждая красавица может дать до 8 литров против привычных нам 1,5-2!

То есть, чтобы выйти на необходимый объём для поставки продукции в сети, поголовье рогатых может быть в 3-4 раза меньше. А это другие затраты на содержание и корма. Первые 50 красавиц зааненской породы приехали в Должанскую именно из Ставропольского края. Потом были ещё козочки-малышки альпийской породы оттуда же.

Животных надо любить

«Котятки, вы как?» – общается со своими подопечными Сергей при входе в козлятник. Хотя  то, что они его ждут, понятно заранее: услышав только голос хозяина, устроили шумную перекличку. Всех коз зовут Катями. Лишь одной альпийской пёстрой красавице досталось отдельное имя Манюня. «Она была самой маленькой, когда мы их покупали. Так и осталась Манюней», – говорит Сергей. У нескольких роскошных козлов, приобретённых для разведения породы, имена от супруги Сергея Елены. «Она любит называть их красиво, как драгоценные камни, – продолжает хозяин. – Есть, например, Алмаз».

Не знаю, кто из них Алмаз, но лоснящиеся ухоженные козлы – с кудрявой бородой, чубом и характерными для зааненской породы серёжками по бокам шеи – блестят на солнце действительно, как драгоценные камни.

 Кто хоть раз сталкивался с козами, знает их характер. Недаром же в русском фольклоре закрепилось за ними устойчивое «коза-дереза» из-за норовис­того независимого нрава. Так вот: это не про коз хозяйства Сергея. Его «катьки» и «алмазы» абсолютно ручные. Приветливо встречают тебя, видя первый раз, стараются получить свою порцию поглаживаний, рвутся пощупать тебя своими бархатными губами. На моё радостное удивление от такого приёма рогатых Сергей отвечает: «Моя мама, когда увидела их в первый раз, тоже удивилась. «Это у тебя какие-то неправильные козы. Другой национальности!» А мне кажется, что они просто чувствуют, как все животные, хорошее к ним отношение».

Перспективы

В кооперативе «Коза казака» сегодня пять учредителей. Название сразу придумано как бренд будущей поставки. Первые привезённые козы сейчас находятся на подворье Сергея в загонах мини-фермы. Летом у них уже появится первое потомство. Пока, конечно, рогатые не доятся. Но Сергей показал и автоматический доильник, и устройство хэдлок, в котором будет удерживаться по четыре козочки сразу для автоматизированной дойки.

Для разведения стада приобретено здание заброшенной колхозной фермы: реконструкция всё же дешевле, чем стройка здания с нуля. Запланирована модернизация помещений, выгульное содержание. Коза – животное «едучее»: чем больше ест, тем больше даёт молока. Сейчас сено для стада Сергей возит из Ленинградского района. Но в будущем надеется на сотрудничество с местными фермерами. Большинство из них – растениеводы и при запросе на сено для постоянного стада смогут часть земель пустить под сев многолетних трав для сенокоса.

Переработка и сбыт – два главных кита производства. Для первой Сергей уже приобрёл кухаривский молзавод на 3 тонны молока в день. Пока он законсервирован: до таких объёмов хозяйству работать не один год. Но в планах, возможно, начать с коровьего молока, пока козье подойдёт. А сбыт конкурентной продукции, среди которой кроме молока не только сыры грюйер и пармезан, но и моцарелла, бурата, планируется в сетевые магазины.

Кооператив «Коза казака» старается попасть в программы по поддержке предпринимательства. В прошлом году подавали на грант для развития. Пока не получилось, но это только начало. «Мы всегда консультируемся у специалистов управления сельского хозяйства, – поясняет бывший глава КФХ, а теперь руководитель кооператива Сергей Ульянов. – Они оказывают поддержку, рассказывают обо всех госпрограммах для селян. Думаю, со временем всё получится». Сейчас кооператив развивается собственными силами и средствами участников. И их верой в реализацию проекта фермы на 500 дойных коз.

«На прибыль вы выйдете через 4-5 лет. Не долго ждать?» – спрашиваю я. – «Долго?! – парирует Сергей. – Для бизнеса это практически молниеносные сроки. Вложения в некоторые виды производства могут окупиться через 10-15 лет. А наши – всего через каких-то 5 лет». С правильным мышлением предпринимателя не поспоришь.