Вся жизнь Юрия Павловича Кирюхина связана с техникой. Потомственный механизатор, он окончил в 1956 году с отличием училище, где получил профессию тракторист–машинист. 30 лет работал в колхозе имени Дзержинского Ростовской области.

– Я родился в тракторе и умру в нём, – шутит Юрий Павлович, – мой дед был трактористом, отец механиком. Я всегда был рядом с тракторами, меня звук трактора успокаивал получше мамкиной колыбельной. Управлять трактором я научился раньше, чем велосипедом.

Пять лет назад Кирюхин из Ростова-на-Дону с женой переехал в Глафировку, поближе к морю. Дети настояли. Сейчас он уже на пенсии, но дело жизни не забывает. Все эти годы Юрий Павлович мечтал о собственном мини-тракторе, незаменимом в хозяйстве. Но в советские годы для жителей села такие не выпускались.

 «Смотришь телевизор и видишь, как за границей фермеры работают на маленьких тракторах промышленного изготовления: они такие компактные, удобные, экономичные и многофункциональные… Радуешься за владельцев. Но у нас никто не может позволить себе такие трактора. Они нам не по карману, хотя мы и живём в аграрной стране». 

Пару лет  назад Юрий Павлович собрал свою мечту собственными руками. Небольшой трактор, который пашет и свой огород, и соседские.

«Честно скажу, своим трактором я доволен, – рассказывает тракторист. – Надёжный, простой в обслуживании – чего мне ещё нужно? Собран он из готовых агрегатов и запчастей. От грузовика ГАЗ-53 пошли в дело задний мост, сцепление, коробка передач. От трактора Т-25 – передний мост и гидравлика. На своём тракторе я и сено с дровами привезу, и землю обработаю. Здорово меня мой тракторок выручает по хозяйству».

Есть у Юрия Павловича и небольшой плуг, и картофелекопатель и даже опрыскиватель. Весь сельскохозяйственный инвентарь прикрепляется к трактору. С его помощью можно пахать, окучивать и копать.

– Я никогда не отказываю, если какая-нибудь бабушка просит помочь вспахать землю. Денег с них беру только на бензин для трактора, чтобы эти расходы окупились.

Жена тракториста Мария Викторовна выступает в роли рекламщика. Размещает объявления об услугах мужа, расхваливает его соседям. Так что работа есть круглый год.

– Для меня звук трактора  мужа, что его голос. Он ещё только подъезжает, а я его уже слышу. Надо ставить на стол чай, через пять минут будет дома,– делится Мария Викторовна. – Мне как достаточно на мужа взглянуть, чтобы понять, всё ли в порядке, так и трактор послушать: сразу скажу, где что не так. Муж трактора свои всегда дома ремонтировал, а я  у него была первая помощница. Любой трактор начинал работать в его руках, даже самый «больной» и безнадёжный. Приезжал домой он всегда поздно, уставший. Чтобы дать ему поспать хоть на часок больше, я сама по утрам заправляла топливо в машину, грела воду…  Если муж заболевал, сама в поле выйти могла. Трактором управлять несложно.

Кирюхины вместе уже 35 лет. Дети династию трактористов не продолжили. Сын стал юристом, а дочь швеёй. Внуки тоже мечтают о работе попроще. Надежды подаёт только младший внук Степан, которому пока восемь лет. Когда приезжает на каникулы, с удовольствием рассекает с дедом на «чудо–машине» по селу и помогает с ремонтом.

Количество вакансий в сфере агропромышленного комплекса (АПК) увеличилось на 35 процентов. В тройке самых востребованных профессий эксперты назвали трактористов, агрономов и овощеводов. Об этом говорится в исследовании Россельхозбанка (март 2021).

В самом начале существования Советского Союза профессия тракториста была очень популярна и овеяна романтикой: о них снимались фильмы, сочиняли песни, писали стихи. К сожалению, сегодня всё это в прошлом и профессия тракториста стала обычной рабочей профессией, утратившей свой героический ореол. А ведь именно благодаря этим труженикам мы имеем возможность каждый день есть свежий и вкусный хлеб. И никакой технический прогресс и всеобщая компьютеризация не смогут заменить труд тракториста.

Первые трактора, работающие на паровой тяге, появились в США ещё в середине XIX века, в 1892-м там же был представлен первый трактор на нефтепродуктах. Российская империя, подобно большинству европейских стран, закупала трактора в Америке, параллельно вела собственные разработки. Было выпущено даже несколько опытных образцов.  Но война, а затем переворот 1917 года процесс прервали, и в СССР тракторостроение пришлось начать с нуля. К моменту распада СССР эта отрасль относилась к числу наиболее развитых.