О дни считали его «киночудом», другие – «сверхъестественным», а реалисты видели в нём талантливейшего, великого мастера своего дела, чьи фильмы до сих пор признаются непревзойдёнными мировыми шедеврами. И среди них недосягаемой вершиной возвышается киноэпопея «Война и мир», вышедшая на экраны в 1968 году.

«В мире явится не скоро (не любому по плечу!) тип такого режиссёра, как ейчанин Бондарчук», – писал о знаменитом нашем земляке в стихотворении «Гордость ейчан» Е.А. Котенко. И действительно, в мировом кинематографе роман Льва Толстого «Война и мир» экранизировался более десяти раз начиная с 1915 года с немого фильма. Последним стал английский шестисерийный телесериал, вышедший в 2016 году. Но ни одна из лент до сих пор не может сравниться с киноэпопеей «Вой­на и мир» Сергея Фёдоровича Бондарчука, награждённого за неё премией «Оскар» в 1969 году. Это был первый советский художественный фильм, получивший награду Американской академии киноискусства.

По-видимому, не дано иностранным сценаристам и режиссёрам понять всю глубину русской классической литературы с её духовно-нравственными и философскими проблемами, чтобы воплотить всё это в кинокартинах. Все их фильмы имеют значительные расхождения с текстом и сутью толстовского романа. А у Сергея Фёдоровича Бондарчука была удивительная преданность русской классике – Пушкину, Гоголю, Чехову и, прежде всего, Толстому. Жена Бондарчука, народная артистка России, Ирина Константиновна Скобцева вспоминает: «У нас дома стоят 90 томов старого издания Льва Толстого, и каждая страница исчёркана заметками Сергея Фёдоровича. Я до сих пор поражаюсь, как у него хватило моральных и физических сил поднять такую глыбу, как «Война и мир».

А осилил он эту толстовскую глыбу потому, что, по словам кинокритика Льва Аннинского, «Сергей Бондарчук…решил уйти в Толстого абсолютно и всецело. Он доверился ему, как послушнейший ученик. Несколько лет он дышал Толстым, как святыней, боясь отступить даже в букве, последней деталью дорожа, как целым монологом или характером…». Сам же Сергей Фёдорович, работая над сценарием фильма в соавторстве с известным драматургом и сценаристом Василием Соловьёвым, говорил: «Предельная достоверность – самое великое, магнетическое качество кинематографа. Вот тот критерий, который является для меня главным в оценке того или иного произведения…Острое, осязаемое, почти материальное чувство любви к своей стране я хотел передать каждым кадром киноэпопеи «Война и мир».

Почему первые американцы, а не мы?

В 1959 году на экраны СССР вышел американский фильм «Война и мир», снятый в 1956 году по одноимённому роману Льва Толстого (режиссёр Кинг Видор). Несмотря на то, что в картине снимались самые известные актёры Голливуда (Одри Хепбёрн, Мел Феррер, Генри Фонда), им так и не удалось понять и раскрыть внутренний мир главных героев романа Толстого. Вместе с тем фильм был тепло принят советскими зрителями. Успех голливудского кинофильма заставил руководителей нашей страны задуматься об отечественной экранизации романа. К тому же приближалось 150-летие Отечественной войны 1812 года.

В правительство пошли письма: «Это же позор на весь мир! – писали в коллективном письме деятели культуры, искусства, военачальники. – Недопустимо, что американцы поставили фильм по роману Льва Толстого, а мы не можем». В письме называлась и фамилия режиссёра, который мог бы создать российский фильм. Это был Сергей Фёдорович Бондарчук, только что выпустивший на экраны свой киношедевр «Судьба человека» (1959 год). Фильм сразу же стал легендой советского кино и прославил Бондарчука как режиссёра и как актёра, талантливо сыгравшего в фильме роль главного героя – Андрея Соколова. За этот фильм Сергей Бондарчук был удостоен Ленинской премии.

Таким образом, создание отечественного кинофильма по роману Толстого становилось делом престижа для нашей страны, и эту работу взяло под свой контроль Министерство культуры СССР. Работа над экранизацией романа «Война и мир» продолжалась шесть лет (с 1961 по 1967 гг.). Когда же грандиозная четырёхсерийная картина в 1968 году вышла на экраны не только нашей страны, но и многих зарубежных стран, она сразу же стала мировой сенсацией. Особенно потрясли зрителей масштабные батальные сцены и применение новаторской панорамной съёмки полей сражений. Благодаря фильму люди, никогда не бывавшие в России, поняли, что в ней живёт великий народ, способный на большие подвиги во славу своего Отечества. Американский режиссёр Кинг Видор после просмотра киноэпопеи извинился перед Бондарчуком за свой фильм 1956 года и сказал: «Бородинское сражение лучше показать невозможно: глубокое понимание битвы, прекрасные массовки – волнующее зрелище…Ваша картина масштабна и многопланова».

Знаете ли вы, что…

Сергей Фёдорович был наделён редкой наблюдательностью, точным,  выразительным литературным  языком, природной способностью увидеть и понять человеческую душу. Благодаря этим качествам, он мог бы стать замечательным русским писателем, что и подтверждают написанные им книги «Желание чуда» и «Воспитание правдой», а также семь авторских сценариев кинофильмов, поставленных им самим.

Одарённый тонким чувством  цвета и света, обладавший мастерством композиции, Сергей Бондарчук  мог бы стать профессиональным художником. Им созданы  натюрморты, пейзажи и портреты.

Гордость ейчан за своего выдающегося земляка, дань уважения к нему и преклонение перед его ярким талантом воплотились в прекрасном памятнике Сергею Фёдоровичу Бондарчуку в городе Ейске (автор – московский скульптор Ирина Макарова), открытие которого состоялось  16 июня 2007 года. В то время это был первый и единственный памятник в России гениальному режиссёру и актёру. По словам Ирины Макаровой, после долгих её раздумий, в каком возрасте изобразить Бондарчука, она решила показать его  молодым и красивым,  таким, каким он был, работая в 1959 году над созданием своего первого режиссёрского фильма «Судьба человека», – ему всего 39 лет. Таким же молодым и красивым он начинал работу и над киноэпопеей «Война и мир».

«Да я же родился артистом!»

Так ответил когда-то Сергей Бондарчук на вопрос журналиста, как он пришёл к этой профессии. Действительно, мечта стать артистом зародилась в нём ещё в его босоногом и голодном детстве в городе Ейске, куда он в 1932 году переехал с родителями на постоянное местожительство из Таганрога. Его отец желал, чтобы сын стал инженером. Но, получив в школьном театральном кружке свою первую роль, 12-летний Серёжа так её сыграл, что вызвал бурный восторг зрителей. И все последующие годы жизни в Ейске были у Сергея связаны с увлечением театром.

Сначала игра в импровизированном театре, устроенном им во дворе многонаселённого дома на улице Энгельса, где жила их семья, потом выступление на сцене Ейского драматического театра. А в 1938–1941 годах – учёба в театральном училище Ростова-на-Дону, и уже после Великой Отечественной войны, которую Сергей Бондарчук прошёл с её первого дня до последнего, в 1946 году он был принят сразу на третий курс Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) г. Москвы.

Первую свою кинороль в фильме режиссёра Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (коммунист Андрей Валько) фронтовик Бондарчук исполнил в 1948 году. Но уже в 1952 году за блистательно сыгранную роль Тараса Шевченко в одноимённом кинофильме 32-летний Сергей Бондарчук был удостоен звания «Народный артист СССР». Он оказался в то время самым молодым актёром, получившим столь высокую награду.

Впоследствии в кино Бондарчук сыграл 32 роли и как режиссёр поставил восемь фильмов (в том числе «Ватерлоо», «Они сражались за Родину», «Степь»).

Но какой бы работой Сергей Фёдорович ни занимался, он всецело находился в её власти, не щадя себя. Вот и киноэпопея «Война и мир», по словам писателя Котенко, «стала душой и сердцем Сергея Бондарчука». По воспоминаниям сценариста Василия Соловьёва, «Сергей Бондарчук всего добивался сам, тратя на это много сил и здоровья. Когда он приступал к фильму «Война и мир», волосы у него были чёрные, а когда его закончил, стал белым как лунь…Ответственность и нагрузки при создании фильма были такие, что сердце режиссёра не выдержало, и Сергей Фёдорович в 1965 году во время съёмок перенёс клиническую смерть, врачи едва спасли его».

Великий мастер ушёл из жизни 20 октября 1994 года.

После смерти в его дневнике обнаружили такую запись:

«Одни говорят, что жизнь есть борьба, другие – жизнь есть игра. Я придерживаюсь того взгляда, что жизнь – это работа. И чем больше работы, тем интереснее жизнь. Важно лишь, чтобы работа тебе нравилась и чтобы она была необходима людям».