«Нас никто не спрашивал, хотим ли мы помогать дружественной республике, – вспоминает о том, как попал в Афганистан, Владимир Юхман. – Ночью подняли по тревоге, и мы выдвинулись к границе на танках».

Срочную службу парень из Ейска проходил в танковых войсках в Туркмении. Располагалась часть в г. Кушке, давшем ещё в имперской России ход пословице «Дальше Кушки не пошлют, больше взвода не дадут», обозначавшей непростое географическое положение населённого пункта. Летом в самой южной части тогдашнего государства температура воздуха легко переваливала за плюс 40, а зимой достигала отметки в минус 20. Ожидали срочников в городе не только азы боевой подготовки, но и акклиматизация. «Жару и огромных комаров из тех мест никогда не забуду», – говорит сегодня ветеран боевых действий. Хотя и топонима этого уж нет на карте: сегодня бывшая военная крепость носит название Серхетабад и относится к зарубежному Туркменистану. Но именно из Кушки, перевалочной базы все годы конфликта, на своём танке прямиком через реку Владимир Юхман попал в Афганистан.

Тёмные ночи

«Поначалу страшновато было, – вспоминает мужчина. – Стреляли всё время. Особенно ночью надо было быть начеку: днём ты мог умиляться, как местные детишки играют в мяч, а с наступлением темноты каждый из них мог ударить тебя ножом в спину». Хоть и признавали отставание афганского народа от цивилизованного мира на 20-30 лет, в науке воевать они достигли немалого мастерства. Ещё поразило тогда юного танкиста качество дорог в респуб­лике. «Колонной танковой по асфальту едем, а следов не остаётся, – делится Владимир. – Полотно ровное. Если вдруг кочка, значит, надо остановиться: там точно мина!»

Задачи батальона, в котором служил Юхман, были направлены на сопровождение военных колонн, зачистку кишлаков от моджахедов. Всегда находились начеку. «Помню старшину своего, призванного из Белоруссии, – рассказывает Владимир. – Ему утром уже домой отправляться, дембель впереди, а он ночью решил территорию проверить с двумя патронами в автомате. И, как чувствовал: душманы вылазку готовили. Отстрелялся, слава богу, караульные помогли. Жив остался». Не всем так повезло…

Кино и реальность

В памятные даты у мемориала погибшим в Афгане Владимир и его соратники с тихой грустью вспоминают ребят, не вернувшихся с той войны. О том, что там происходило, они рассказывают на уроках мужества в школах. Недавно Владимира Юхмана приглашали в школу, где учится его внук. Хотя, особо-то и не объяснишь нынешним детям, какие испытания выпали на долю юных советских граждан. «Это же была страшная реальность, – убеждает Владимир. – Не та, что в кино показывают, где уж слишком переигрывают актёры…».

Вернувшись после службы в Ейск, мужчина устроился на работу водителем, женился, воспитал двоих сыновей и сегодня радуется успехам старшей внучки и двоих внуков, редко рассказывая им о своей боевой юности. Нет-нет, да захочется пообщаться с теми, кто служил с ним в полку. «Сдружился я там с гитаристом Виктором Сенниковым из музыкального взвода. Его призвали из Армавира, считай, земляк, – говорит Владимир Юхман. – Всё хотел его найти, когда социальные сети появились. Но не удалось. Жаль, конечно. Столько лет уж прошло с той поры. Даже не верится».

  • Через Афганистан прошли 620 тыс. военнослужащих.
  • 417 – пропали без вести или попали в плен.
  • 1 млн 240 тыс человек – потери местного населения.
Олёна ЖОЛОБОВА