«Ребята, сегодня мы с вами будем готовить пряники для бойцов Российской армии, которые участвуют в специальной военной операции»,

– мероприятие ничем не отличалось бы от сотен аналогичных, если б не его участники – особенные дети, воспитанники ейского детского дома-интерната.

Каждую субботу ребята идут в кабинет социально-бытового обслуживания, где их ждёт инструктор по труду Наталья Дергачёва. В каждом этапе приготовления пряников, от замеса теста до украшения готового изделия, участвуют все. И если посторонний увидит, как мальчики и девочки справляются с заданиями, то далеко не сразу поймёт, что каждый из них имеет серьёзный медицинский диагноз: детский церебральный паралич, синдром Дауна, ментальные нарушения.

Социальная реабилитация

Сегодня в учреждении социального обслуживания детском доме-интернате находится 31 воспитанник от 7 до 18 лет. Для них разработаны специальные программы по реабилитации, социализации и, конечно же, образованию. Реализуются они силами 114 сотрудников под чутким руководством Людмилы Омельченко. Её стаж директора насчитывает 28 лет. Она напомнила, что с 1943 г. в здании, которое сейчас занимает ейский детский дом-интернат, воспитывались дети погибших офицеров, с 1966 г. здесь была организована спецшкола (коррекционная) для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

5 лет назад, после очередной реорганизации, в Ейске на ул. Советов появилось учреждение социального обслуживания – детский дом-интернат. Воспитанники, кто по медицинским показателям нуждается в особом уходе, прибыли из разных муниципалитетов Кубани. «Задача нашего коллектива – обучить ребят элементарным бытовым навыкам, дать образование, в идеале – помочь поступить в профессиональное учреждение», – рассказывает Людмила Филипповна.

Поддержка государства

Сегодня для воспитанников дома-интерната созданы максимальные условия для реабилитации, образования и социализации. Шестиразовое питание с 14-дневным меню полностью соответствует СанПиН, а главное, учитывает все особенности здоровья самых разных ребят.

Людмила Филипповна говорит, что учреждение полностью финансируется из краевого бюджета. По государственной программе Краснодарского края «Социальная поддержка граждан» выделяются средства на питание и содержание воспитанников, зарплату, повышение квалификации коллектива. По краевой программе «Обес­печение безопасности населения» проводятся мероприятия по охране учреждения. В текущем году в здании завершаются ремонтные работы по оснащению внутренним противопожарным водопроводом.

По программе «Дети Кубани» ежегодно приобретаются новогодние подарки. В этом году ребята получили планшеты, самокаты, наборы «Кукольный домик» и др. В 2024 г. на благоустройство территории выделено 3,5 млн руб. Поступают целевые средства и по краевой госпрограмме «Информационное общество Кубани».

Воспитатель = родитель

Для многих воспитанников дом-интернат становится родным на многие годы. И в такой ситуации большую роль в жизни детей играют воспитатели и педагоги. Первые помощники Людмилы Филипповны это её заместители Оксана Бодяк, Мария Грицик, Людмила Фарсобина, Алексей Остапов, а также заведующий отделением медико-социальной реабилитации детей-инвалидов Ирина Степаненко. Большая нагрузка лежит на логопедах Татьяне Мишиной и Марии Тимофеевой, учителе-дефектологе Татьяне Ткаченко, психологах Ольге Бобрик и Татьяне Величко, социальных педагогах Светлане Михалёвой и Елене Сюзевой, музыкальном работнике Светлане Павловой и многих других. Коллектив старается создать атмосферу максимально приближенную к семейной или домашней.

И им это удаётся. Не в последнюю очередь благодаря тому, что в коллективе трудятся мужчины-воспитатели: Валерий Роскопинский, Виктор Пряников, Артём Микитинский. Колоссальный авторитет у детей имеет руководитель физвоспитания Максим Бурков. В арсенале его занятий – фитбол-гимнастика, сухой бассейн, прыжки на батуте, тренажёр.

Людмила Филипповна отметила: «Внимание и доброта, квалифицированная помощь, творческий подход к делу и индивидуальный подход к каждому ребёнку – всё это в копилке профессиональных качеств наших работников. Это – настоящие ангелы-хранители воспитанников, а в ответ дети нередко обращаются к воспитателям, нянечкам – мама».

«Я могу!»

Большая работа проводится по медицинской реабилитации. Здесь трудятся 20 медработников, есть врач-психиатр, врач-педиатр, медсестра по физиотерапии, медсестра по медицинскому массажу, медсестра по ЛФК, постовые медсёстры. Выполняются процедуры: ультрафиолетовое облучение, УВЧ, ингаляции, магнитотерапия, лечебные массажи. В комплексе к ним – обязательные кислородные коктейли и, конечно же, лечебная физкультура. Все дети ежегодно проходят диспансеризацию, по результатам которой определяются планы дополнительных обследований, лечения и реабилитационных мероприятий.

Воспитанники дома-интерната обучаются в коррекционной школе № 8, коррекционных школах-интернатах № 1 и № 2,в школе № 5; для отдельных ребят организовано домашнее обучение.

Есть примеры, когда старшеклассники поступали в специальные учреждения профессионального образования. В этом году выпускник 9-го класса школы № 8 Кирилл имеет все шансы научиться рабочей профессии. Достигнута предварительная договорённость о том, что он будет принят в Новолеушковскую школу-интернат с профессиональным обучением. Юноша самостоятельно пользуется банковской картой, передвигается по городу в общес­твенном транспорте.

Многие воспитанники ведут активную социальную жизнь. Людмила Филипповна пояснила: «Наши дети постоянно посещают выставки, для них организовываются прогулки в парки и на набережную. С ними проводятся уроки финансовой грамотности, после чего под присмотром взрослых ребята совершают покупки в магазинах. Подростки постарше помогают пенсионерам наводить порядок во дворах. А по выходным многие наши дети плетут сети в Доме офицеров».

Ещё один положительный пример успешной реабилитации – история семилетней Инны. Девочка поступила в интернат, когда в родной семье появился малыш, и маме было сложно уделять время старшей дочери. Здесь Инна научилась самостоятельно обуваться и одеваться, благодаря процедурам улучшилась моторика рук, речь стала более связной. Спустя полтора года девочка вернулась в семью. Родители были благодарны коллективу за оказанную помощь в трудной жизненной ситуации. Сейчас родные соблюдают привычный для неё распорядок дня, следят за графиком медицинских процедур. А на днях, говорит Людмила Филипповна, Инна начала заниматься на фортепиано: «Представляете, как это здорово! Значит, наши усилия не напрасны. Мы искренне радуемся за каждого воспитанника, вернувшегося в семью, и слова благодарности от родителей дорогого стоят».

1 июня, в День защиты детей, и все ребята знают, будет мороженое! Лакомство нередко подаётся детям на десерт, но на детский праздник оно по-особенному вкусное.