В оккупированном Ейске в январе 1943 г. фашисты вели себя неуверенно, шла эвакуация техники и персонала по толстому льду Таганрогского залива на противоположный берег. В это же время фашисты взорвали все железнодорожные мосты аж до Староминской. Боясь окружения, бежали позорно, и с 30 января в городе наступило безвластие…

И вот 4 февраля во второй половине дня первые разведчики во главе с подполковником Ф.Ф. Кутьиным подъехали к угловому дому окраины ул. Щорса, 8/Сталина, 24, и общались с дедушкой Климом Прокофьевичем Ходыкиным и его внуками: Владимиром Ходыкиным и Владимиром Ярцевым. Я, когда увидел нашу полуторку, по глубокому снегу пытался к ним добраться, но разведчики уехали в центр. 5 февраля в городе состоялся митинг, на котором провозгласили установление Советской власти. Начались тяжёлые восстановительные работы ейских объектов. Война продолжалась, пядь за пядью отвоёвывались порабощённые территории… Но мы должны помнить: в Сталинградской битве сражались многие ейчане. Об одном из них, семью которого знал с мальчишеского возраста, я и хочу рассказать.

Василий Фёдорович Лопин родился 13 октября 1923 г., коренной ейчанин, призван в 1941 г. и направлен в Астраханское лётное училище, позже с другими курсантами переведён в Грозненское военное пехотно-артиллерийское училище. В апреле 1942 г. окончил его и в звании лейтенанта стал командовать огневым взводом батареи 45 мм пушек в составе 211-го стрелкового полка. Сражался на Южном, Донском, Сталинградском, Воронежском, Степном, Украинском 3-м и 4-м фронтах. За этот период войны имел различные ранения. Врачи его «штопали», и он со своими подчинёнными громил фашистские танки и прочие объекты.

И вот, на завершающем этапе войны В.Ф. Лопин в составе 3-го Украинского фронта в Грацско-Амштеттинской наступательной операции в тяжёлых боях за взятие города Грац (второй по величине город в Австрии после столицы, Вены) получает тяжелейшее ранение. Так обрывается его боевой путь и наступает долгое, продолжительное лечение… Был демобилизован и вернулся в родной город Ейск, к маме, трём сёстрам и трём братьям. В Ейске он продолжил лечение. Я дружил с его братом Михаилом. Бывая у них, приходилось видеть на теле отдыхающего Василия Фёдоровича отметины страшной войны. А как красиво он выглядел в кителе с наградами! Василий Фёдорович трудился в городской архитектуре, заочно учился. Оба мы очень «болели» охотой и вместе более сорока лет посещали охотугодья.

Как умелый командир он награждён двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени. Имеет особую награду: орден Александра Невского, а им награждали за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и успехи в боях за Родину. Награждён медалями «За оборону Сталинграда», «За освобождение Белграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями. Трудовой путь отмечен наградой «За доблестный труд в честь столетия В.И. Ленина».

Мы обязаны вечно помнить советских воинов, освободивших россиян и жителей Европы от фашистской чумы. Поклонимся им всем миром, всем народом, всей землёй за тот великий бой!

Владимир Руденченко, ейчанин.

В городе Василий Фёдорович был очень уважаемым человеком, часто приглашался в городские школы, ему было что рассказать подрастающему поколению, а количество наград всех удивляло.