Валентину Сидорову корреспондент газеты «Приазовские степи» застала стоящей на коленях: расстелив пятиметровый отрез флисовой ткани на полу, она кроила очередную партию толстовок для наших парней – участников СВО. Чтобы спасти свои колени от холодной твёрдой плитки пола, женщина подложила под них пенопласт. В похожих условиях уже почти полгода в свободное от работы и семейных обязанностей время кроят, шьют, вяжут для наших защитников рядовые ейского швейбата – швейного батальона, как зовут их коллег во всей России.

Валентина – владелица и продавец небольшого магазина. Её позывной в чате – «Сова». Валя Сова, Лена Джинсы, Лена Сокол, Лена Рахманова… Так девчата в чате быстрее ориентируются: кто, где, когда заберёт очередную партию кроя, придёт на упаковку посылок, заберёт партию готовых балаклав, снудов, толстовок, простыней для госпиталя.

Шьём для наших

А началась швейная эпопея летом, когда, листая сайт с выкройками на сайте дизайнера из Перми Эллины Патыковой, Валентина наткнулась на выкройку флисовой куртки для бойцов. Автор выкройки призывала не использовать её разработки для продажи, а шить исключительно в целях помощи нашим бойцам. Так ейчанка Валентина узнала об общероссийском движении «Шьём для наших».

«Я давно думала о посильной помощи участникам СВО. Но не знала, как это сделать. А тут оказалось, что в 150 городах уже шьют необходимые вещи по запросу с фронта».

– говорит Валентина

Там же были прикреплены ссылки на объединения в регионах.

Валентина нашла группу «Шьём для наших» в Краснодаре.

«Читала переписку девчат и плакала. Я стала писать запросы, просить задание на крой. Но в ответ не получила ничего».

– вспоминает Валентина.

Тогда ейчанка решила, что будет шить для белгородского отделения. Там требовались балаклавы. На свои деньги Валентина купила первые 5 метров флиса и начала кроить. А дальше… Дальше началась история, достойная пера классика.

Цепочка добра

Муж поддержал желание супруги, и в скором времени первая партия балаклав была готова. И Валентина снова отправилась за тканью. Нашлась подходящая цвета хаки. Но цена уже не порадовала женщину. «Пришла вечером домой и думаю, как быть? Денег на ткань не хватает, – продолжает рассказ Валентина. – И я написала на страничке своего магазина в соцсетях крик о помощи». И потянулись вереницей в магазин покупательницы с взносами на ткань для пошива флисовых кофт для ребят в госпиталях, тёплых снудов для передовой.

Призыв увидела и владелица одного из магазинов ткани в Ейске, Наталья Харченко, у которой как раз первые метры и покупала Валентина. «Узнав цель моих покупок, она вместе с мамой Анастасией Клениной подключилась к работе». Так появилась первая бригада швейбата.

Ейский батальон растёт. Первые 2 месяца Валентина шила сама, в октябре-ноябре к ней присоединились Веста Парфёнова и Наталья Харченко. В декабре появился общий чат «Шьём для наших», и к движению начали добавляться клиентки магазина Анастасии Клениной.

Затем звонили другие женщины, советовались, предлагали свою помощь. Буквально за пару месяцев объединение из трёх человек выросло до 30, половина из которых – добровольные помощницы закройщиц. Кто-то приносил ткань, кто-то носки, кто-то леденцы.

Начали собирать первые посылки для ребят в зону СВО. В каждую кроме необходимых вещей клали пакет с конфетами – старались хоть немного подсластить жизнь солдат.

«Как только готова партия для упаковки посылок, звоню девчонкам, – делится Валентина. – По первому зову в любое время приходят Марина, Ирина, Маргарита, Татьяна…». Во время нашей беседы в магазине трудится ещё одна постоянная участница швейбата Елена Исаенко. Сегодня у неё выходной от работы на собственной точке на рынке, поэтому женщина принесла отстроченные дома снуды и вставляет в них шнурки. Елена – жена военно­служащего в отставке. Оба их сына – офицеры, один из них находится в зоне СВО, где именно, родные не знают.

«Давно искала подобное нашему швейбату движение. И по иронии судьбы оно оказалось в соседнем доме. Хорошо, что в своё время остановилась поболтать с соседками на лавочке».

– рассказала Елена

Первым, что доверили Елене – оверложить простыни для носилок. Постельное бельё шьют не наобум, а по специальным размерам, которые дают медики из зоны СВО и госпиталей из всей России. Сейчас рукодельницы берутся уже и за пошив маскхалатов. В швейбат нередко добавляются женщины, у которых в зоне СВО находятся муж, сын или брат…

Всегда в строю

Накануне Нового года в магазин к Валентине пришла делегация их трёх пенсионерок. За несколько дней до этого одна из них была у Валентины с внуком. Парень протянул руку к стопке сшитых и готовых к отправке балаклав. «Это не для продажи, – строго одёрнула хозяйка. – Это для бойцов». «А я и есть боец», – улыбнулся в ответ, приехавший на побывку из зоны СВО к бабушке парень. Так в доме № 267 по ул. Морской узнали о деле ейчанок. И делегации во главе со старшим дома и Нелли Ивановной, той самой бабушкой бойца, принесли Валентине собранные жильцами деньги на очередную партию флиса для пошива. «Теперь это наши бессменные помощники, очень добрые и отзывчивые люди».

Эти женщины помогают не только материально, но и морально: пишут от руки молитвы-обереги для бойцов, собирают письма с подбадривающими словами.

Всё это укладывается в посылки. Галина Синагулова как по волшебству появилась в этот момент рассказа Валентины в магазине: «Когда носочки передать, которые вяжем для богатырей с размером ноги 45?», – интересуется посетительница. Оказалось, что вот-вот собирается очередная посылка. «Когда я устаю или отчаиваюсь, – говорит Валентина, – то вспоминаю этих женщин. И снова сажусь за работу».

Шьют и вяжут для бойцов рукодельницы Свято-Введенского храма, а дети-прихожане подписывают защитникам самодельные открытки. Помогают собирать и упаковывать посылки работницы центрального рынка, преподаватели полипрофильного колледжа, сотрудники магазинов фурнитуры и тканей, да и просто неравнодушные ейчане.

Заявки с фронта

Один из последних заказов для швейбата – 30 снудов и шапок, 30 толстовок для ейских мобилизованных ребят. Шьют всем миром. Много советуются ейские швеи с коллегами из других городов. Каждый сантиметр ткани стараются использовать. Оставшиеся после кроя полос­ки флиса идут на мотки для плетения тёплых подстилок.

Однажды в чате закройщица из Москвы узнала, что ейские девчата вырезают выкройки ножницами, да ещё и на полу! «Я на раскройном столе электроножом сразу несколько слоёв ткани с выкройками отрабатываю!» – рассказала москвичка. Нашим девчатам о таком можно пока только мечтать. Иногда рабочих рук просто катастрофичес­ки не хватает. «Нам славы не надо, – вздыхает Валентина. – Нам помощь нужна. Хотим запустить сарафанное радио: может, кто-то кроить поможет, кто-то помещение для кроя сможет предоставить, кто-то отправку организовать». Всех неравнодушных добавляют в общий чат по номеру телефона 8-918-637-24-60.

Движение «Шьём для наших» или «Швейбаты» сегодня стало настолько массовым, что добровольных помощниц в тылу заметили на государственном уровне.

Член Комиссии Парламентского Собрания по международным делам, миграционной политике и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий недавно взял швейбаты под своё крыло и рассказал об их деятельности Президенту РФ Владимиру Путину: «Надо помогать этим женщинам-подвижницам. Их много тысяч, которые шьют маскировочные сетки, балаклавы, куртки – спасают наших ребят, их здоровье, их жизни на передовой, как они сами спасают нас».

 В частности речь шла о сдерживании цен на необходимую для пошива тёплых вещей флисовую ткань, стоимость которой с началом СВО стала расти как на дрожжах, предоставлении помещений для помощниц в тылу.

Совсем недавно Леонид Слуцкий встречался с организаторами швейных батальонов из разных городов страны: «Удивительно, но «Швейбаты» иногда производят продукцию лучше, чем фабрики. И эти изделия будут спасать и согревать тех, кто бьётся за Россию, – сказал Слуцкий на встрече. – Мешают только спекулянты, которые скупают материалы и перепродают втридорога. Их будем наказывать. А проблему с дефицитными тканями, например, термофлисом, уже активно решаем».