Сегодня у Инны Валентиновны и Александра Андреевича большая радость — они получили долгожданные паспорта граждан Российской Федерации. О том, как сложилась судьба русских украинцев после 2014 года, Шеханины рассказали корреспонденту редакции.

Их семья не просто многодетная, своих и приёмных детей у них 14. Инна Валентиновна — учитель, долгие годы работала в отделе по делам несовершеннолетних. Супруг посвятил себя лесной отрасли, работал в лесничестве. Когда родные сын и дочь выросли и разъехались, родители с головой окунулись в трудовые будни, заботы по большому, но опустевшему дому. И… стали усыновлять детей из дома малютки. В основном тех, кого другие не брали, по двое-трое братьев, сестёр. К февралю 2022 в очень дружной семье жили 9 ребят.

«Я запрещаю учить эту «историю»

Инна и Александр, выросшие в Советском Союзе, очень остро чувствовали те изменения, которые происходили в стране. Например, в 80-х годах прошлого столетия в районе насчитывалось 46 школ, пополам русских и украинских, к 2000-му их общее количество сократилось вдвое.

Русский язык и литература перешли в разряд факультативов, с 2014-го полностью исчезли.

«Когда я увидела учебники по истории, которые выдали моим детям в школе, я запретила им учить то, что там написано, — говорит Инна Валентиновна. — Вместе с мужем мы давали своим детям настоящие знания, а не выдумки». При этом в Харьковской области люди по-прежнему в обиходе разговаривали по-русски. События 2014 года стали для многих поворотными.

Жители Донбасса в украинских СМИ превратились в сепаратистов, русские — во врагов. Настоящим потрясением оказалась трагедия в Одессе, когда люди заживо горели в Доме профсоюзов. А по официальным телеканалам «цвет нации» аплодировал происходящему.

Александр Андреевич рассказал:

«Например, в 14-м и 15-м годах мы ещё могли вый­ти на демонстрацию 9 Мая с георгиевскими лентами. От нападок нацистов наших ветеранов охраняли добровольцы. Уже в 2016-м нас заставляли цеплять на одежду маки, запрещено было надевать ордена, полученные в Советском Союзе. Большинство стариков предпочитали вообще не носить какие-либо опознавательные знаки». Потом власти города снесли памятник Ленину…

Русских встречали как родных

Когда началась спецоперация, в г. Волчанске (он находится рядом с г. Шебекино Белгородской обл.) ВСУ, убегая, взорвали за собой несколько мостов через Северский Донец. 24 февраля русские войска зашли в город тихо, спокойно, без единого выстрела, их встречали как родных. Были оборудованы блокпосты, взяты под охрану важные объекты.

Жизнь осложнилась тем, что центральная Украина отключила подачу электроэнергии в город, перестали работать банки.

Спасибо русским — подвоз гуманитарной помощи был организован быстро, каждые 10-14 дней мирные жители получали продукты, предметы первой необходимости.

«Сколько радости было в этом году на 9 Мая! — не скрывая эмоций говорит Александр Андреевич. — Нам в город протянули новую линию электропередач, дали свет, и на демонстрацию мы пошли открыто — с георгиевскими лентами, ветераны надели награды».

Русских солдат, дежуривших на блокпостах, Шеханины угощали пирожками, выпечкой и домашними соленьями, мальчишки бегали технику смотреть, быстро перезнакомились с бойцами. 7 месяцев продолжалась дружба, сдобренная домашними варениками и тортами по праздникам.

Жизнь шла своим чередом, заработали учреждения, предприятия, многие подали документы на получение российского гражданства. Когда Шеханиным предложили в августе отправить младших детей в оздоровительный лагерь в Краснодарском крае, родители согласились.

Да и детвора очень просилась море посмотреть, хоть и в последнюю смену, которая заканчивалась в сентябре. Тогда из Волчанска в лагерь «Медвежонок» в Кабардинке отправилось немало ребятишек. Созваниваясь с детьми, Инна и Александр узнали, что от губернатора Краснодарского края всем детям с Украины подарили несколько новых комплектов одежды, спортивные костюмы, обувь, мобильные телефоны. Воспитатели не позволяли детям скучать, а тёплое море дарило ощущение счастья и радости.

Бежать без оглядки

Но всё изменилось, когда 10 сентября российские войска покинули город. Вслед за ними многие жители решили уехать в Россию.

«Для нас всё оказалось настолько неожиданным, что некоторые вещи и документы просто не успели собрать», — говорит Инна Валентиновна. Вместе с Никитой, Денисом и Дмитрием сели в старенький «жигулёнок» и поехали к своему родному сыну Михаилу в Воронежскую обл. Совершеннолетние Никита и Дмитрий, имеющие поварское образование, остались работать в ресторане г. Воронежа, сейчас снимают квартиру.

На какой-то момент связь взрослых с детьми в оздоровительном лагере потерялась. Кто-то сказал подросткам, что родители якобы остались в городе (на тот момент уже было известно, что в город вошли украинские войска). У приёмных детей Шеханиных случилась настоящая истерика — потерять маму и папу было страшно. Слава богу, в ситуации быстро разобрались, Инна и Александр созвонились с младшими детьми, успокоили, что с ними всё в порядке.

После консультаций со специалистами краевой администрации было принято решение разместить многодетную семью в ейском санатории. Так получилось, что в лагере вместе с Шеханиными оказались ещё двое братьев-сирот Серёжа и Саша, из другой приёмной семьи г. Волчанска. Та семья осталась на территории Харьковской области, а мальчишки попросились к Инне Валентиновне. Ситуация была урегулирована также на уровне краевых специалистов. Супруги приехали в наш город вместе с Денисом, детей в новом составе доставили на автобусе, да ещё снабдили их зимними вещами.

Чуть позже знакомые из Волчанска сообщили — украинские власти объявили супругов врагами и подали в розыск. А их родной дом разграбили нацисты.

Семью с открытым сердцем приняли в санатории «Ейск», довольно быстро дети начали учиться, посещать спортивные секции, кружки. Например, Анечка ходит в цирковую студию «Новые лица», Алина танцует в группе «Калина», занимаются боксом Денис с Серёжей. Да и Инна

Валентиновна, имея красивый голос, влилась в  казачий хор, уже участвует в концертах.