К такому выводу пришли кубанские учёные-рыбоводы и специалисты территориального управления Росрыболовства. «Сейчас основная задача — сохранить маточное поголовье, производителей. Оно начинает идти массово, а водоёмы обмелели. В таком случае рыба скопится в тупике, там и останется. Умрёт от асфиксии: забьёт себе жабры взвесью, илом», — рассказал руководитель Ейского нерестово-выростного хозяйства Юрий Клеп в интервью телеканалу Кубань24.

Из верховий реки Еи вода не поступает, и, как считают в Росгидромете, эта тенденция сохранится. Поэтому в Росрыболовстве принято решение не пропускать тарань и судака, идущих на нерест. Как правило, массово тарань идёт на нерест в начале марта. Может получиться, что тарань и судак найдут другой пресный водоём, например, двинутся к Дону. Иначе рыба, отрезанная от нерестилищ, просто сбросит безжизненную икру прямо в лимане.

«Климатические изменения привели к ухудшению производства рыб. Состоянию популяции угрожает сформировавшееся маловодье», — объясняет начальник Центра аквакультуры Азово-Черноморского филиала «ВНИРО» Анна Полуян.

В прошлом году нерест специалисты хозяйства провели в экстремальных условиях, нерестящуюся рыбу всё-таки пропустили через шлюзы из лимана в пресную воду. Но план выпуска молоди был выполнен всего на 12 процентов. В этом году воды стало ещё меньше. Сейчас Ейский лиман и каналы хозяйства опасны для нереста, в них сравнялась солёность.

Когда в конце 1970-х годов строилось хозяйство, никто и не предполагал, что может наступить полное осушение почти шести тысяч гектаров водоёмов. Специалисты нерестового хозяйства планируют (при наличии финансирования) приложить все силы на расчистку осушенных водоёмов от мусора, ненужной растительности, ила.