Говорит: всю жизнь делал пометки в блокнотах, записывал свои мысли, если приходило вдохновение – рифмовал строчки. В итоге набралось на массивную книгу, а псевдоним выбрал звучный и запоминающийся – Тимифед, состоящий из первых букв фамилии, имени и отчества.

Биография простая?

Как и у большинства людей его поколения, она неразрывно связана с войной. И Россия гордится своим Сыном, так много сделавшим для её Славы. Не случайно сам Президент России Владимир Путин ежегодно поздравляет Михаила Фёдоровича с Великой Победой и желает ему долголетия…

Михаил Фёдорович родился в г. Меленки Владимирской области. Это неподалёку от Мурома, исконно русского края, богатого реками и озёрами.  Об  этом много позже написал стихотворение «И запомнилась где-то далёкая юность моя».

Получил среднее специальное образование. Техник-механик Тимошенский был мобилизован в 1943 г. Сержант-связист воевал на Карельском, 2-м Белорусском, 3-м Украинском фронтах в составе 2-й ударной армии.

Получил ранение, Победу встретил в Германии. Награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями.

За каждой строчкой биографии – своя история, которую Михаил Фёдорович рассказывает обстоятельно, упоминая множество подробностей.

«В 44-м был связным командира батальона в Финляндии. Тот дал мне поручение доставить донесение. Природа там особенная: леса, вода и валуны огромные, каждый чуть ли не с дом величиной. Большие камни лежат в речках, покрыты склизкими водорослями; чтобы перебраться, нужно прыгать с камня на камень. А я мелкий был…»

– рассказывает ветеран.

Молодому парню не повезло – поскользнулся, упал, и нога попала между камней, как в капкан. Пролежал в ледяной воде долго, помог выбраться другой боец, но с тех пор до конца службы «маялся ногами».

В одном из писем сестра Маруся написала, что в поезде, когда ехала в Ярославский пединститут, познакомилась со старшиной с Дальнего Востока. Молодые люди понравились друг другу, поженились и перебрались в Ейск. Звала в гости, хвалили местные грязи, помогающие от многих хворей, но приехать и остаться получилось лишь в 1953-м.

После войны оказался в Западной Белоруссии. Полк стоял в Ружанах, комбат отрядил его и 6 водителей с машинами на заготовку дров в г. Ивацевичи. «Сняли квартиру, пока ребята работали, я оставался дома. По соседству жила с семьёй девушка Люба», – продолжает своё повествование Михаил Фёдорович. С Любой случилась у него любовь и молодые расписались в 1947 г., а вскоре родилась дочка Лариса. 

Ейск

Ещё через 6 лет семья оказалась в нашем городе. Первое время жили у сестры, но у той своя семья, и ютиться четырём взрослым и четырём детям в 2-х комнатках было затруднительно.

Сняли квартиру неподалёку, тем временем Михаил устроился на работу в автоколонну. Взяли на подмену, гражданская профессия токаря-фрезеровщика очень пригодилась. Когда вернулся постоянный работник, директор предложил написать заявление по собственному желанию. На счастье Тимошенский вспомнил, что у него есть права. Руководитель принял решение: «Оставайся!».

Правда, только на словах всё обстояло гладко.

«Дали мне две машины, ну как машины – голые рамы. Директор сказал – точи детали, собирай себе машину»,

– объясняет Михаил Фёдорович.

Так он и сделал: ночью точил детали, а днём собирал себе «рабочее место». Потом развозил по городским окраинам и близлежащим посёлкам на этом автомобиле хлеб. Затем шофёра вместе с машиной, как он сам говорит, «отдали» сбербанку. Возил уже инкассаторов. Словом, работы хватало, а вот денег – не очень, приходилось регулярно перехватывать у соседей. Маленькая дочка, супруга, которая часто хворала и он – единственный кормилец в семье.

Михаил Тимошенский перешёл работать в порт. Тогда же состоялся по-настоящему судьбоносный разговор с приятелем Митей, который посоветовал «взять план, да и построить дом».

За участок нужно было заплатить 400 руб. – как раз месячная зарплата Михаила. Но он решился, землю дали на самой окраине, тогда почти незаселённой. По случаю купил саман, пока жена уехала к сестре «подкормиться», вывел углы будущего дома: «Бросил фуфайку и спал там». Когда вернулась жена, её восторгу не было предела: «Ой, мы в своей хате!»

Для продолжения строительства требовался лес. В газете прочитал заметку о том, что на лесоповал в Архангельскую область требовались рабочие руки. Кроме зарплаты, в конце срока 2-летнего договора, работникам разрешали спилить для личных нужд 12 кубов леса. Семья поехала на заработки и осталась там на 5 лет.

Во время отпуска поставили дом, в котором он живёт и сегодня. Люба с подругами месили глину, Михаил помогал мастеру. Воспоминания о тех событиях каждый день перед глазами – пиломатериалы пустили на половицы и они до сих пор как новенькие.

Моря и океаны

В 1962-м вернулись в Ейск, он снова пошёл работать в порт. Сюда приехали вербовщики – набирали людей, готовых ходить на танкерах, возить нефтепродукты.

Через 13 месяцев плаваний поступил в Батуми на заочное отделение мореходного училища. Будущий судовой механик проучился 6 лет: приходил в порт – сдавал сессии. Когда получил диплом, нужно было ещё заработать практической работой по специальности т.н. «рабочий диплом», а для этого проходить несколько лет на судне механиком. Михаилу повезло, его взяли на океанское судно «Галилео Галилей».

Так и жили – Люба работала продавцом, он бороздил моря и океаны. Тем временем дочка Лариса познакомилась с парнем, он учился в Ейском морском рыбопромышленном техникуме, а она – в техникуме механизации.

«В этом же доме, где мы с вами сейчас сидим, поставили столы и отгуляли свадьбу»,

– вспоминает Михаил Фёдорович.

Молодая семья, где к тому времени родилась дочка Аля, перебралась в Севастополь. А Любовь осталась одна в доме и поставила мужу ультиматум: «Возвращайся, не могу быть одна!»

И снова работа в Ейском морском порту. Теперь в качестве 2-го механика на буксире «Иван Вязов». Судно возило с косы ракушечник, который использовали для выращивания птицы.

Буксир – не океанский лайнер, заработок существенно отличался, домой частенько приходилось по 8 км ходить пешком, если не успел на последний автобус. Михаил предпочёл уйти на берег и уже, как оказалось, навсегда.

Снова дома

Михаил Фёдорович работал в автоколонне, преподавал в автошколе, там и время пенсии подоспело.

А в семье произошла трагедия – погиб зять Дима. Ларисе с двумя дочками нужна была поддержка: и моральная и материальная. Михаил и Любовь долгое время жили практичес­ки на 2 города – Ейск и Севастополь.

Со временем дочь смогла устроить свою личную жизнь, будни супругов Тимошенских вновь вернулись к спокойному течению.

«А тут делегация из автоколонны: дескать, нужен токарь. Договорились, что буду выходить на 4 часа, так и доработал до нашей с Любой бриллиантовой свадьбы. Кстати, на золотую свадьбу жена мне Библию подарила»,

– продолжает рассказ наш герой.

Годы на заслуженном отдыхе были наполнены заботами по дому. Каждый день с зорькой поднимался и сразу же брался за работу: наводил порядок на домашней «птицеферме» и в саду, кормил собак.

Талантливый самоучка, освоивший за жизнь немало профессий (кочегар, формовщик, литейщик, токарь, мореплаватель, слесарь…), с детства получивший от ребятни кличку «изобретатель», Михаил Фёдорович чего только не смастерил за долгие годы! И планер, и лыжный велосипед, и подводную лодку, и самокат, и детские игрушки…

Но серьёзно захворала Люба. Теперь Лариса приехала ухаживать за матерью. Болезнь оказалась смертельной. Когда она ушла, дочь засобиралась домой в Крым. А Михаил Фёдорович пригорюнился: «Как же я буду один? Всё-таки почти девятый десяток на исходе…» Дочь решила найти отцу сиделку. Вспомнила, что пока мама лежала в паллиативном отделении больницы, ей помогала санитарка Татьяна. Предложила присмотреть за вдовцом. «Вот уже 9 лет вместе – смотрю на неё и не насмотрюсь».

Сусанна СОМОВА