«Прихожу в парикмахерскую, а девчата-мастера уже с вопросами о том, какие у меня новые работы, – делится Татьяна Лукашенко (на фото), жительница села Воронцовки. – И консультируются по своим вышивкам – я ведь многих посадила на иголку за эти годы». А стаж вышивания у рукодельницы немалый. И не только вышивания.

Татьяна Дмитриевна – экономист-бухгалтер, до пенсии проработавшая по профессии. Но душа всегда требовала чего-то творческого. «Я выросла в семье, где женщины умели всё: и вязать, и шить, и вышивать, – говорит мастерица, – рукоделие увлекало меня с детства, а затем всё это стало настоящим хобби, отдушиной». Первое «возвращённое» мастерство – вязание, пришло вместе с дефицитом эксклюзивных вещей на полках магазинов. Татьяна Дмитриевна увлечённо вязала для себя и семьи оригинальные свитера, платья, костюмы. А когда появилось разнообразие готовых изделий на рынке и в магазинах, душа потянулась к вышивке. Сначала женщина достала вышивки крестиком своей мамы и почувствовала, что хочет тоже вспомнить и себя в этом деле. Татьяна Дмитриевна отправилась в магазин для рукодельниц, где ей сразу попалась схема для вышивки чудотворной иконы Спаса Нерукотворного «Призри на смирение». Оригинал иконы находится в Киево-Печерской Лавре. «Я достала все нитки, которые были у мамы, что-то докупила в магазине – и закипела работа, – вспоминает мастерица. – Посмотрите, икона вышита контурной гладью, а это очень непросто. И начала я с лица. Думаю, если лик иконы получится, то дальше уже дело техники». Всё получилось, и 2005 год стал стартом практически профессионального увлечения вышивкой. Следом появились иконы, вышитые ювелирным бисером (он раза в три мельче обычного), иголку для которого Татьяне Дмитриевне везли аж из Ростова-на-Дону.

«Икона вышивается на одном дыхании, – говорит мастерица, – поэтому, если взялся, то уже работаешь сразу до финала неделю, десять дней». Каждую работу оформляют в раму особым способом: сначала подрамник, чтобы стекло не соприкасалось с бисером, затем уже обычная рама. Иконы Татьяны Дмит­риевны дарит своим детям и близким – о продаже даже не задумывается: делать на заказ слишком ответственно, и душа из работ уйдёт, если поставить дело на конвейер.

В коллекции мастера не только иконы из бисера. Есть вышивки крестиком по мотивам акварелей Харрисона Фишера, который в 1900 году создал серию «Девушки Фишера», изображающую утончённых красавиц начала прошлого века. Столь же изящную прелестницу мы видим сидящей у рояля на картине Татьяны Лукашенко. Воздушность и прозрачность линий  передана вышивкой мелким крестиком. На эту работу даже у такой искусницы, как моя героиня, уходит до нескольких месяцев. Зато перед глазами настоящая вышитая акварель!

В арсенале Татьяны Дмитриевны не только прекрасные картины, но и удивительные работы с цветами из атласа и органзы. Причём сначала были ленты, а затем Татьяна Дмитриевна увидела по телевизору показ одной из коллекций одежды. Девушка–модель шла по подиуму, держа в руках за цепочку миниатюрную сумочку. Аксессуар так запал в душу, что женщина спросила сама себя: «Бабушка, а тебе слабо?» Оказалось, что «не слабо». Так родилась собственная коллекция эксклюзивных сумок, полностью сшитых руками мастерицы, а затем ею же вышитых лентами. Следом за сумочками появились декоративные подушки. Одни только розы из лент для них Татьяна Дмитриевна может сделать десятью способами!

Сегодня, на восьмом десятке лет, рукодельница продолжает экспериментировать с созданием новых изделий, обучая своему мастерству всех желающих. Любой поход мастерицы в магазин рукоделия, парикмахерскую, в гости превращается в импровизированный мастер-класс. «Знаете, я до сих пор вспоминаю, как моя тётя, будучи в очень преклонном возрасте, держала в памяти рисунок для вязания пухового платка! – делится Татьяна Дмит­риевна. – Это настоящее искусство, которое должно быть доступно каждой женщине. Никому не отказываю в совете. Да я стольких и в Воронцовке, и в Ейске «посадила на иглу»! Для меня же вышивка – это вся моя жизнь».