Это значит, что на каждые 100 000 человек приходится 262 алкоголика. Вам кажется это немного? Поверьте, тот, кто столкнулся с этой бедой лично и хлебнул сполна, не в силах вытащить родного человека со дна стакана, так не думает.

Терпеть нельзя запрещать…

Согласитесь, современному обществу в большей степени присущи равнодушие и отстранённость от проблем, происходящих в чужих семьях. Мало кто из знакомых будет переживать за спивающегося человека.  Тут бы со своими заботами разобраться. Ну подумаешь, мужик за двое суток выпивает полторашку самогонки, эка невидаль. А если ещё и работает, значит, всё нормально. Но есть то самое «вроде бы». За ним скрываются и нервные срывы, и ругань в семье, драки, слёзы жены и детей. И даже преступления, про которые принято говорить «на бытовой почве».

Уж кто-кто, а родственники злоупотребляющего человека знают: его ничто не сможет остановить. Верить обещаниям не стоит, в погоне за бутылкой мужчина или женщина обязательно найдут где, на что, когда и с кем выпить.

Есть ситуации, когда даже родные перестают обращать внимание на запои, прячась за формулировку: «пусть пьёт, лишь бы не трогал никого». И только у матери или жены хватает сил и мужества встать на пути пьяного разгула. Именно так и получилось в истории, которую рассказал мне врач нарколог-психиатр Максим Нонка, заведующий ейским филиалом наркологического диспансера. Несколько лет назад алкоголь едва не разрушил семью, а сегодня супруги, познав горечь ошибок и пройдя тяжёлый путь лечения, живут счастливо. Они смогли открыть для себя радости трезвой жизни (все имена героев истории вымышленные).

Задача № 1 – спасти мужа

…После долгого трудового дня и корпения над заданием начальства, Ольга отправилась в детский сад за дочерью. С тревогой, ставшей привычной, подумала: а что делает муж? Неужели и сегодня не вышел на работу, а остался дома и продолжил выпивать? «Как же это надоело, – крутились мысли в голове молодой женщины. – Сын в школе, его на кружки надо водить, дочка в детский сад уже ходит. У Семёна бизнес на глазах приходит в упадок, а он всё пьёт. Господи, ведь 10 лет назад ничего не предвещало такого сценария». Горькая усмешка исказила лицо молодой женщины. Вспомнилась красивая свадьба, на которой влюблённые поклялись делить вместе и горе и радости… Приехав домой Ольга, увидела совсем неприглядную картину: муж в пьяном угаре валялся на полу в ванной, в руке – полупустая бутылка.

Отправив детей в комнату, супруга попыталась привести мужа в чувство, но смогла лишь кое-как дотащить его до спальни. От горечи и обиды её душили слёзы, поднималась злость. Она даже собралась было забрать детей, вещи и уехать из дому, оставив спивающегося Семёна наедине со своими проб­лемами. Остановила фраза старшего сына: «Мама, а папа со мной поиграет в шахматы? Он вчера обещал!» Глядя в наивные глазёнки, женщина приняла решение: буду бороться за мужа и отца своих детей.

Дозвонившись по телефону врачу наркодиспансера, Ольга начала жаловаться, просить совета, как быть и что делать? Лишь когда поток рыданий в трубке иссяк, начался предметный разговор. Врач рассказал, что лечение в нашей стране добровольное, поэтому супруге нужно убедить своего мужа прийти в диспансер на приём к специалисту, и только после этого можно говорить о дальнейших шагах.

Как только Ольга увидела, что муж начал приходить в себя и у него наступает похмелье, болит голова, не стала тянуть время. Говорила, убеждала, показывала фотографии, в каком виде она его застала. «Что? Неужели тебе нравится валяться в обнимку с унитазом? А про детей ты подумал?» Убойные аргументы во­зымели действие, и уже на следующее утро Ольга с Семёном сидели в кабинете врача.

Опытный нарколог, доктор побеседовал с ними вместе и по отдельности. Мужчина начал вспоминать, с чего всё начиналось. Ведь всё было хорошо: имея 2 высших образования, Семён создал свою фирму, бизнес пошёл в гору, появилась прибыль. С товарищами-бизнесменами за рюмкой коньяка обсуждались планы. Казалось, всё просто чудесно. И лишь анализируя происходящее, в кабинете врача-нарколога мужчина признался вслух: «А ведь постепенно я стал пить не по бокалу, а бутылками». Через 5 лет такого образа жизни начались запои, когда пил по 2-4 дня кряду. О работе не беспокоился, ведь там всё отлажено. Жена, родители да и друзья всё чаще стали говорить, что он много пьёт. «А я чувствовал себя хорошо, мне казалось, адекватно воспринимаю происходящее», – говорил мужчина. Врач убедил его сдать анализы и, озвучивая результат, сказал: «Вы сейчас можете пройти курс лечения и вернуться в семью или отказаться и всё потерять».

Семёну действительно повезло, Ольга привела его к врачу, когда он находился у той самой черты, за которой может закончиться семейное счастье. Согласился на лечение в стационаре в ст-цы Полтавской, где пробыл 21 день. Позже Семён признался врачу, что там он полностью осознал, каким может быть финал, до какого состояния могут дойти настоящие алкоголики.

Новый этап

Врачи выявили у Семёна соматические невралгические проблемы со здоровьем, назначили лечение. Вернулся он в город с совершенно новым видением ситуации и понимаем: сделай он ещё хотя бы полшага – падение было бы неизбежным. «Мне предстоял серьёзный выбор: на одной чаше весов – бутылка, а с другой – моя семья. Я выбрал второе», – признался Семён врачу.

Он добровольно согласился на двухгодичное врачебное наблюдение в наркодиспансере. При этом Семён понимал, что по суду его лишат водительских прав на этот период и ему придётся отказаться от употребления спиртных напитков. Причём навсегда. Регулярно приходил на осмотры, сдавал анализы, врачи корректировали лечение. Мужчину согревала мысль, что дома его ждёт любящая жена и двое маленьких детей, которые искренне радуются возвращению папы после работы.

Позже Семён с удивлением узнал, что пока он находился в пьяном угаре, во дворе многоэтажки появилась прекрасные спортивная и детская площадки. В свободное время вся семья занималась на уличных тренажёрах. Надо отдать должное, Ольге хватило мудрости не упрекать мужа прошлым и не напоминать каждый раз: «Тебе пить нельзя!» Она боялась, тревожилась, отпуская мужа на работу, но не поднимала тему алкоголя.

Спустя 2 года Семёна сняли с диспансерного наблюдения, он снова получил водительские права. Недавно лечащий врач Максим Нонка встретил семью в городе, поинтересовался, что интересного у них происходит? Оказалось, за прошедшее время супруги вместе с детьми объездили побережье Чёрного моря, побывали в Карелии и Абхазии. Благодаря трезвому образу жизни Семён реализовал новые проекты, что укрепило материальное положение семьи.

Мнение врача нарколога-психиатра

Максим Анатольевич (на фото) точно знает: вылечиться от алкоголизма невозможно. Человек может лишь проявить силу воли и искоренить пагубную привычку. Многолетние исследования показывают, что генетическая предрасположенность существует, а вот время на развитие болезни сокращается. Так, если дед спился за 15 лет, а его сын за 10, то внуку хватит и 5. Стоит задуматься и вспомнить, кто из ваших родственников и в каком количестве употребляет спиртные напитки. Ещё один момент: как правило, пациенты врачей-наркологов это мужчины в возрасте 40-50 лет, злоупотребляющие алкоголем от 7 до 15 лет.

– Для лучшего понимания, что такое алкоголизм, я привожу в пример сахарный диабет. Все знают: диабетику сахар запрещён. И никто ему не предлагает сладости. Алкоголизм – это психическое заболевание в хронической форме. Нужно исключить из своей жизни спиртные напитки, а в период срыва обратиться к врачу. Вам обязательно помогут.

Хочу сказать, что статья адресована тем, кто лично столкнулся с проблемой алкоголя в семье. Кто не знает, куда обратиться и как помочь родному человеку. Пока есть надежда, нельзя опускать руки.

По всем вопросам вы можете проконсультироваться по телефону ейского филиала ГБУЗ «Наркологический диспансер» 8(86132) 3-06-81.