Они прибыли на теплоходе «Карл Маркс», везли с собой разобранные дома, овец, коров, вещи, домашнюю утварь и инструменты — всё, что могло пригодиться на новом месте жительства. Сегодня уже их потомки-кубанцы бережно хранят историю предков…

На дальние берега

Русские староверы, не желая отказываться от своих традиций, обрядов, вероисповедания бежали от преследования церкви ещё в петровские времена. Многие осели в Добрудже (территория в пределах современных Румынии и Болгарии, захватывающая дельту Дуная, в XVII-XVIII вв. была частью Османской империи – прим. авт.), устье тогда ещё турецкого Дуная, и создали общину, которую местные румыны стали называть липоване. То ли потому что они основали селение Липовень, то ли потому что издревле свои иконы писали на липах и на чужбине сохранили этот обычай. Им повезло, что местные власти, и турецкие, а позже и австро-венгерские, не притесняли старообрядцев. В какой-то период они даже были освобождены от налогов, повинностей, воинской службы.

Неудивительно, что сюда стремились и другие беглые русские. Нашли здесь кров и приют семьи запорожских казаков, некрасовцы. Появились сёла Большие и Малые Дунавцы, Журиловка, Сарикёй, Некрасовка, Старая и Новая Слава, Слава Черкасская. К слову, в наше время в 48 населённых пунктах Румынии  проживает русскоговорящее население.

Казаки и липоване легко сошлись, во многом их обычаи совпадали: говорили по-русски, учились по церковным книгам, соблюдали староверские обряды, давали детям исконно русские имена.

По рассказам старожилов, липоване заключали браки только между своими. А уж про то, что слово старшего — закон, и говорить нечего, стариков здесь всегда уважали. Строго соблюдались казачьи заветы, один из которых гласил: «на войне против русских не стрелять, против крови не ходить».

Благодаря тому, что устье Дуная богато на речные протоки, гирла и ерики, очень многие старообрядцы занимались именно рыболовством, хотя и развивали сельское хозяйство, выращивали виноград.

Интересно, что и в быту они придерживались старых порядков, женщины даже летом носили длинные юбки из плотного материала, «кохты» с кружевами, чепчики (очипок, кичка), чехлики (блузки, их шили праздничные и повседневные). Они занимались домашним хозяйством, шитьём. Длительный отрыв от родины привёл к тому, что развитие языка застыло на уровне  XVIII века.

Агиткампания

Когда началась Вторая мировая война, русскоговорящих не брали на передовую, их оставляли в тылу трудиться. Военачальники боялись, что они перейдут на сторону врага, т.е. к русским. Например, многие мужчины с. Журиловки были отправлены на каменоломни, где вручную, с помощью молотков, изготавливали 2- и 3-сантиметровые  кубики-камни. За неповиновение рабочих жестоко избивали.

С приходом советских войск и освобождением Румынии от немецко-фашистских захватчиков, местное русскоговорящее население увидело в советских войсках «своих» и искренне радовалось их появлению. Желающие воевать были включены в дивизию Тудора Владимиреску и участвовали в войне против немцев на территории Румынии, Австрии и Чехословакии до победы.

В это же время липован начали агитировать вернуться на историческую родину. Это было понятно: после войны в нашей стране остро не хватало рабочей силы, и советское правительство предложило всем своим бывшим гражданам, проживающим за границей, переехать.

В 1947 г. была создана рабочая комиссия. В румынские сёла приезжали представители Союза, формировались списки желающих вернуться на историческую Родину.

На призыв откликнулось много молодёжи. С одной стороны, им много обещали, например, «выбрасывайте постолы (обувь — прим. авт.), в Советском Союзе в хромовых сапогах ходить будете». А с другой, люди понимали, что в стране послевоенная разруха. Знали: с собой нужно брать всё.

При переезде даже разбирали свои дома, везли кирпичи, брёвна, окна, двери, не говоря уже про скот и прочую утварь. Так что и старые постолы пригодились…

Дом, новый дом

На правительственном уровне было принято решение расселять семьи липован на прибрежных территориях. Определены места: Ейский район, ст-ца Должанская и с. Воронцовка, и Темрюкский район, ст-ца Ахтанизовская, по 110 семей.

Тем, кто попал в Должанскую, было предложено заселиться в брошенные дома или взять участок и строить свой. Людей трудоустроили, детей определили в школы, детские сады. Большинство новоприбывших создавали рыболовецкие бригады, на основе которых возник знаменитый должанский рыбколхоз «Победа». Женщин распределили по полевым бригадам, они занимались выращиванием овощей, клубники, винограда. В общем, никто не оказался брошенным, да и работы по восстановлению народного хозяйства тогда хватало всем. В «Ейской правде» публиковались статьи, в которых рассказывалось, что переселенцам давались ссуды на приобретение плавсредств, строительство домов.

Конечно, к новеньким местное население поначалу отнеслось настороженно. Внешний вид, говор, имена, обряды — всё это сильно их выделяло. Тем не менее, вскоре они завоевали уважение станичников. Молодёжь быстро приспособилась, выросло новое поколение.

В музее ст-цы Должанской сохранились фотографии переселенцев, которые подарили семьи бывших липован. Среди них Илья Алимпиевич Буслин, бригадир рыболовецкой бригады, Павел Ульянович Губреев, рыбак, воспитавший на новой Родине троих сыновей.

С уважением вспоминают об Иване Фёдоровиче Терентьеве, руководителе профсоюза РК «Победа». Он пошёл воевать с фашистами в 1944 г. санинструктором и был награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Терентьев один из первых, кто в станице занимался организационными вопросами общины липован. Работали в подсобном хозяйстве супруги Архип Парфентьевич и Ульяна Даниловна Чернодырка. 

Сохранились фотографии супругов Логвина и Акулины Каменецких,   Петра и Феодоры Даниловых, Артемия и Капитолины Кубанцевых (вот уж истинно говорящая фамилия!).

Заведующая должанским отделом ейского районного краеведческого музея Алла Гречина с 1996 г. собирает воспоминания липован, их детей и внуков, проживающих в том числе и в Темрюкском, Приморско-Ахтарском районах. В её архиве есть фото- и видеометариалы, рукописи. Алла Алексеевна рада, что успела записать несколько бесед с самыми первыми переселенцами. По её словам, липоване редко жаловались на судьбу.

Многие говорили о том, что, переезжая в Союз, желали лучшей доли своим детям и внукам, хотели, чтобы они получили хорошее образование. Здесь, на новой старой Родине каждый из переселенцев строил свою жизнь, не оглядываясь на прошлое, но и не забывая его.

Один из липован, кто родился в Румынии, а вырос в станице, Андрей Васильевич Каинов. Он всегда интересовался своими корнями, записывал истории родителей, знакомых. Сегодня его рукопись также хранится в музее. Здесь же есть отдельная экспозиция, посвящённая общине. Наряды, предметы быта, старые фотографии приоткрывают часть истории, которая вошла в жизнь должанцев 75 лет назад.

В статье использованы материалы, предоставленные должанским музеем.