В этом году исполняется 45 лет работе Валентина Папко «Книга. Время. Люди», выполненной в технике энкаустики на стене ейского Дворца культуры.

Художника, конечно же, ждали, на встречу собрались директор Ейского городского центра народной культуры – Ивахненко Александр Анатольевич, начальник отдела культуры – Бибикова Татьяна Геннадьевна, заведующая отделом Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова – Найдёнова Ирина Александровна.

В.Ф. Папко подарили книги по истории Ейска и вручили медаль им. Ивана Поддубного.

Рассказы и воспоминания художника о начале работ были связаны с людьми, которые внесли весомый вклад в историю и культуру города, рассказывает директор Художественной галереи «САНТАЛ», которая посвятила этой работе и встрече в Ейске статью.

В 1977 году уже смонтированную в Ейске монументальную работу автора-исполнителя В.Ф. Папко принимал экспертный художественный совет по монументальному искусству СХ РСФСР из Москвы. Экспертов восхитила глубина творческого замысла художника, уникальность исполнения и огромный объём работ, выполненный одним человеком. В то время эта огромная роспись (3,3 м x 28 м.) была единственной, выполненной в технике энкаустики на территории нашей страны. Художник смог воспроизвести масштабные и драматические сцены приобщения славян к книжной мудрости, безупречно воссоздав образы Кирилла и Мефодия, создателей старославянской азбуки и церковно-славянского языка, почитаемых в православии равноапостольными святыми.  

Валентин Фёдорович вспоминает, что ему очень важным было понимание и поддержка, которые он встретил от тогдашних руководителей города. Он помнит, что его охватило такое творческое вдохновение, которого хватило на 3 года работы. Ему было всего 35 лет. Он долго учился, сначала в художественном училище, потом в Строгановке (как обычно называют в художественных кругах Московское высшее художественно-промышленное училища им. Строганова). И не думал о проблемах со здоровьем, которые могут появиться у художника, работающего горячими красками и вдыхающего пары сложных химических соединений.  Появилась аритмия, но мастер слишком был увлечен творчеством. За ходом работы, наблюдала начальник управления культуры г. Ейска Сенюкайц Людмила Алексеевна. Все требования художника по подготовке и доставке материалов исполнялись незамедлительно.

В те годы мастерская Валентина Папко находилась в Краснодаре, в Свято-Троицком соборе на ул. Фрунзе, куда и были завезены щиты ДСП, которые после специальной заводской обработки приобрели розовато-дымчатый цвет и стали походить на плиты из розового мрамора. Вот здесь на протяжении 3 лет и происходил процесс работы в предельно сложной технике горячей и холодной энкаустики.

Этот способ восковой живописи требовал от художника высочайшего мастерства, потому что горячая краска быстро остывала и следовало быстро и точно класть нужный мазок.