Первенец атомного кораблестроения

Первый советский подводный атомоход был построен в обстановке чрезвычайной секретности на заводе № 402 в городе Молотовске (ныне ОАО ПО «Севмаш» в городе Северодвинске). 9 августа 1957 года ПЛА была спущена на воду, а 1 июля 1958 года на ней был поднятфлаг ВМФ СССР (подробнее см. «ПС», 27.07.2018 г.).

В январе 1959 года К-3 была передана ВМФ для опытной эксплуатации, после завершения которой в 1962 году атомоход стал полноценным боевым кораблём Северного флота.

Экипажу ПЛА К-3 под командованием капитана 1 ранга Леонида Осипенко во время испытаний новой техники пришлось проявить не только высокий профессионализм и самоотверженность, но и нередко мужество и отвагу. В июле 1959 года капитану 1 ранга Л.Г. Осипенко было присвоено звание Героя Советского Союза (первому из подводников в послевоенное время!), а многие члены экипажа и сопричастные к созданию атомной субмарины были удостоены государственных наград.

Уже в 1959 году первый атомоход совершил плавание под кромкой льда в Карском, Норвежском, Гренландском морях, а в августе и декабре 1961 года – два высокоширотных похода общей продолжительностью 19 суток.

Поход в неизведанное

Но поистине звёздным для ПЛА  К-3 стал поход в высокие полярные широты в июле 1962 года. К тому времени американские атомные подлодки, освоившие плавание подо льдами, с полной очевидностью показали преимущества использования субмарин в Арктическом бассейне. Лодкам здесь не страшны их традиционные враги: надводные корабли и авиация; в Арктике им могут быть противопоставлены только такие же корабли. И главное (не будем забывать – была в разгаре холодная война) – важнейшие стратегические центры СССР теперь оказывались в пределах досягаемости ядерного удара подводных ракетоносцев вероятного противника. Поэтому необходимо было срочно лишить ВМС США права быть монопольными властителями подлёдных глубин.

С учётом этих обстоятельств ПЛА К-3, экипажем которой теперь командовал капитан 2 ранга Лев Жильцов (бывший старпом командира, сменивший Л. Осипенко, убывшего к новому месту службы – авт.), была поставлена задача не только достичь вершины планеты, но и провести в экстремальных условиях испытания новой техники и оружия, особенно новейшей аппаратуры, разработанной для плавания ПЛ подо льдами. А также испытания боевых торпед, взятых с собой на случай экстренного всплытия.

И задание, поставленное экипажу  К-3, несмотря на все опасности и сложности, было выполнено.

… Шли в ещё неизведанное.Вместо подробной карты с изобатами глубин и отметками подводных вершин на столе штурмана лежала чистая карта-сетка. Шли не только вслепую, но и вглухую. Акустики работали в таких условиях, когда ледяной панцирь над головой отражал шумы собственных винтов, рождая слуховые иллюзии.

И вот однажды глубины под килем атомохода стали резко уменьшаться. Сбавили ход, и вовремя – на эхограмме эхолота вырисовалась подводная гора. Так был открыт гигантский подводный хребет на дне Ледовитого океана. Его впоследствии назвали именем известного советского океанографа Якова Гаккеля, выдвинувшего гипотезу о существовании в Арктике ещё одного подводного хребта. А подводная гора была названа именем ПЛА «Ленинский комсомол». 17 июля 1962 года в 6 часов 59 минут 10 секунд лодка достигла Северного полюса – первой из кораблей нашей страны!

Как вспоминают участники похода, когда ПЛА подходила к полюсу, нашлись шутники, которые посоветовали рулевому мичману Михаилу Луне свернуть немного с курса, чтобы субмарина с размаху «не погнула земную ось».

После объявления по корабельной трансляции, что лодка на Северном полюсе, в отсеках раздаётся дружное «Ура!».

По свидетельству командира БЧ-1 (главного штурмана – авт.)  К-3 капитана 1 ранга в отставке О. Певцова, на полюсе «глубина 4 115 метров, температура забортной воды минус 2 С, толщина льда 4,5 метра. В течение полутора часов продолжали следовать в прежнем направлении, с целью перекрыть любые погрешности в знании места подводной лодки». Всплыть на «макушке» планеты не представилось возможным из-за сплошного пакового льда.

Но всплытие удалось осуществить на обратном пути, когда была найдена полынья. Более того, было разрешено «увольнение на полюс». В торосах был торжественно водружён Государственный флаг СССР. За три часа стоянки три боевые смены успели побывать на ледовом берегу. Как вспоминал Л. Жильцов, в этом увольнении «подводники ведут себя, как малые дети: борются, толкаются, бегают взапуски, взбираются на высокие торосы, перекидываются снежками».

(Всплыть точно в географической точке Северного полюса в сентябре 1963 года удалось впервые в мире экипажу ПЛА К-181 под командованием капитана 2 ранга Юрия Сысоева – подробнее см. «ПС» 2.10.2018 г. – авт.).

И вновь – под лёд. После всплытия к северу-востоку от Гренландии было получено распоряжение срочно идти в Йоканьгу (Гремиху).

Высокие награды

Как оказалось, в этом отдалённом гарнизоне подводников ожидал приятный сюрприз.

За успешное выполнение специального задания правительства Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1962 года руководитель похода на полюс, командующий Первой флотилией атомных подводных лодок СФ контр-адмирал Александр Петелин, командир ПЛА  К-3 капитан 2 ранга Лев Жильцов и командир электромеханической боевой части (БЧ-5) атомохода инженер-капитан 2 ранга Рюрик Тимофеев были удостоены звания Героя Советского Союза. А все остальные, находившиеся на борту в историческом походе, награждены орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды или медалью «За отвагу».

Награждённых тепло приветствовали Н. Хрущёв, который лично вручил Золотые Звёзды героям, академик А. Александров, министр обороны СССР Маршал Советского Союза Р. Малиновский, главком ВМФ адмирал флота С. Горшков, командование Северного флота, другие руководители, учёные, конструкторы, представители промышленности…

Трагедия на борту

Эксплуатация первого подводного атомохода продолжалась до 1991 года, при этом лодка несла службу наравне с другими субмаринами.

В сентябре 1967 года, во время возвращения с боевой службы, в Норвежском море на борту лодки в результате объёмного пожара были «загазованы» два носовых отсека. Погибли 39 подводников. Ввиду тогдашней секретности с воинскими почестями они были похоронены в братской могиле на окраине отдалённого гарнизона подводников в Западной Лице (ныне – город Заозёрск Мурманской области). На десятилетия была засекречена и сама авария на  К-3.

На вечную стоянку

После вывода из боевого состава подлодку в угоду тому времени пытались утилизировать.

Однако летом 2021 года была проведена уникальная операция, в ходе которой легендарная субмарина была доставлена в северную столицу.

Переоборудованную в лодку–музей ПЛА  К-3  «Ленинский комсомол» можно будет посетить на территории туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Кронштадта летом 2023 года.

Алексей Буглак, капитан 1 ранга в отставке, ветеран атомного подводного флота.