И постоянно множились, потому что молитвенное участие этой святой в жизни самых обычных людей не прервалось и после её смерти.

Никто не знает, когда она родилась, но в ту пору, где-то в начале XVIII века, Петербург ещё достраивался. Улица, на которой поселилась молодая и респектабельная семейная пара: военный Андрей Фёдорович Петров и его жена Ксения Григорьевна Петрова, вся состояла из деревянных домиков.

Ничем особенным супруги не отличались, разве что муж был интересный человек, будучи военным, по преданию, в чине полковника, он пел в церковном хоре. Всё изменилось в день внезапной кончины Андрея Фёдоровича во цвете лет без христианского покаяния.

Житие Ксении

На похоронах Ксения Григорьевна была одета в камзол, кафтан, штаны и картуз покойного мужа. Весь костюм был традиционных армейских цветов – зелёный с красным, а сама Ксения, которой тогда минуло только 26 лет, выглядела совершенно сумасшедшей. Она всех уверяла, что Андрей Фёдорович жив и что это его жена, Ксения, скончалась. Конечно, соседи жалели несчастную вдову, не выдержавшую удара судьбы, но сама вдова не понимала, почему её жалеют.

Ксения Григорьевна Петрова стала скитаться по улицам и всем, знавшим её, предлагала признать в ней покойного Андрея Фёдоровича. «Ксеньюшка моя скончалась и мирно почивает на кладбище, – говорила она встречным знакомым. – Аз же грешный весь тут».

Видимо, она решилась прожить жизнь за своего мужа, чтобы таким образом завершить дело его христианского спасения. Безумие?

В то время люди лучше всмат­ривались в жизнь друг друга. Соседи за Ксенией Григорьевной послеживали. Что-то никак она в себя не приходила.

В военной форме ходить это одно, а вот отдать бедным свой дом и всё имущество – это уже совсем другое дело, даже в XVIII веке. Времена меняются, но людское рассуждение в таких случаях неизменно: «Вы подумайте! Была приличная женщина, вела дом, следила за собой – и на тебе! Ходит в рванье по улицам, несёт всякий бред, да ещё и сама себе финансовую яму роет».

Общественность решила, что пора принимать меры. Организовали встречу Ксении Григорьевны с бывшим начальством покойного мужа.

Может быть, они смогут выяснить, что случилось с её головой, и поместить в какое-нибудь богоугодное заведение? Но при беседе Ксения вела себя вполне разумно, и начальство вынуждено было признать, что с головой у неё все в порядке. Пришлось добропорядочным горожанам примириться с этой странной женщиной в своем околотке. Так началась история святой, для которой любовь стала сильнее смерти.

Как произошло так, что в босоногой, грязной Ксении, в потрёпанном всеми петербуржскими ветрами мужнином камзоле, люди стали видеть блаженную, сказать трудно. Просто постепенно стали замечать, что безумные речи «Андрея Фёдоровича», как она просила себя называть, имеют свой скрытый смысл.

Они стали понимать «шифр». «Возьми пятак, – предлагала Ксения монету своей знакомой. – Тут царь на коне (Георгий Победоносец). Потухнет». Что потухнет? Зачем пятак? Уже подходя к дому, женщина видит, что её дом горит. Потушили пожар очень быстро. Даже можно сказать со скоростью чуда.

Главное чудо

Главным чудом Ксении Петербургской, наверное, следует считать не дар прозорливости, который она обрела по святой жизни своей, а сам образ жизни, который она выбрала – в форме юродства.

Если в двух словах описывать подвиг юродства, то это внешнее подражание безумцу.

Легко быть безумным, если ты безумен, и легко быть безум­ным только отчасти – в какие-то отдельные дни или короткий промежуток времени.

Но настоящий подвиг – и потому это подвиг! – изображать безумца всю жизнь до самой смерти: стать нищим, бездом­ным, попираемым, зимой и летом в одной одежде, странным, осмеянным.

Прибавление в семье

Однажды Ксения зашла к своей знакомой Параскеве Антоновой, у которой не было и не могло быть детей, и сказала ей: «Ты сидишь, чулки штопаешь, а не знаешь, что Бог тебе сына послал», велела ей бросить все дела и идти на кладбище. «На кладбище за сыном?», – Параскева, недоумевая, отправилась туда. Возле кладбища проходила мимо молодая беременная женщина. На глазах у Параскевы она попала под лошадь извозчика. Женщина умерла, родив ребёнка прямо на мостовой. Параскева забрала мальчика себе на воспитание.

В чём помогает?

 Молитвы святых за нас – одна из самых удивительных, проникновенных и сокровенных сторон церковной жизни. Их заступничество за нас – в бедах, горестях и запустениях, – дивный дар и свидетельство того, как Любовь, Христос и Любовь во Христе способны связывать людей не только через огромные расстояния, но и через время – годы, десятилетия и века.

Чудеса и помощь святых (в том числе, Ксении Петербургской) зачастую могут происходить не столько для того, чтобы помочь разрешить ситуацию, а для того, чтобы, разрешив ситуацию, человек уверовал в безмерную силу духовной жизни и её спасительность.

Пророчества о смерти

Накануне смерти императрицы Елизаветы Ксения Петербургская ходила по городу и громко кричала: «Пеките блины! Скоро вся Россия будет печь блины» (подразумевается русская традиция, когда блины пекут не только на Масленицу, но и на похороны). Покидая дом купчихи Крапивиной, она обронила: «Зелена крапива, да скоро завянет». Так и случилось: казалось бы, абсолютно здоровая владелица дома скоро неожиданно заболела и умерла.

Канонизация

После многолетнего народного почитания блаженная Ксения была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе РПЦ. Блаженная Ксения дожила до семидесяти двух лет, проведя на улице сорок два года. Скончалась она не позднее 1806 года.