Давным-давно, а с учётом нынешних ковидных ограничений хочется добавить ещё и «в дальней-дальней галактике», занесло меня в Германию аккурат в середине ноября. Одно из больших удивлений, оставшихся после той поездки, – рождественские базары и яркие, тематические украшения витрин всех магазинов.

Почему бы и нет

В те времена европейцы ещё не стремились быть толерантными ко всем и всему: Санту, святого Николая, и само Рождество не пытались запретить.  «Зачем так рано? До католического Рождества ещё больше месяца!», – подумала тогда. Но через пару дней поймала себя на совершенно особом ощущении, которое испытывала, когда ходила по центру, в общем-то, небольшого баварского городка.

Опыт – сын ошибок трудных

В начале 2000-х ейские власти впервые объявили конкурс на лучшее новогоднее украшение витрин и торговых залов. Даже какими-то премиями, пусть небольшими, символическими, награждали победителей, а уж почётными грамотами – обязательно. Постепенно народ, как говорится, втянулся: витрины стали украшать ещё в конце ноября или начале декабря. На тех, кто откладывал «сказку» на последние дни уходящего года, и коллеги по бизнес-сообществу, и клиенты смотрели с недоумением.

Но если одни предприниматели вкладывают деньги, и видно, что немалые, в украшения витрин и торговых залов, другие просто-напросто идут по пути диккенсовского Скруджа из «Рождественской песни в прозе». А если получится – вообще делают вид, что им не до праздников.  

И победителем становится…

Если пройтись по центру Ейска и его микрорайонам в сумерках, сразу становится ясно: кто и как относится к предложению администрации района создать праздничное настроение. 

Для себя я выделила несколько антиноминаций. Первая и самая большая (во всех смыслах) по праву принадлежит сетевикам. Они давно захватили значительную часть местного рынка продовольственных и промышленных товаров. Группы, в которые входят, ворочают миллиардами, тем удивительнее, что не находится денег на заказ корпоративных украшений к Новому году.

Справедливости ради надо отметить, что витрины и торговые залы не совсем «голые». Но такое чувство, что сами сотрудники, не дожидаясь отмашки вышестоящего руководства, украшают свои рабочие места, как могут. Работники – молодцы! Не удивлюсь, что и покупали украшения за свой счёт или принесли из дома: самые простецкие дождик, мишура, бумажные наклейки, рисунки на стекле. Для гигантов рынка такой подход удивителен. Им по праву можно присудить награду в номинации «Сами мы не местные».

Ещё одна категория ейских бизнесменов – те, кто вроде бы занимается украшением, но по факту это формальный подход в самом худшем своём проявлении. Приходит комиссия, а ей показывают лысую ёлку и три шарика, растянутых на витрине в несколько квадратных метров: украсили ведь, чего вы ещё хотите?

Как потенциальный клиент и неравнодушная горожанка, я хочу немного больше эстетики и красоты. Особенно зимой, особенно долгими тёмными вечерами, особенно, когда гуляю в центре Ейска, ведь он был и остаётся визиткой города. Так что предлагаю ещё одну номинацию – «Формалисты года».

Выгодное удовольствие

Окружающая обстановка имеет немаловажное значение. Новогоднее оформление магазина и правильно подобранное освещение увеличивают число импульсивных покупок. К такому выводу уже давно пришли маркетологи.

Многое зависит от полёта творческой мысли и, конечно, бюджета. Покупка украшений – это недёшево, но ведь и покупаются они для длительной эксплуатации. С учётом того, что конкуренция между торговыми точками постоянно растёт, а в новогодний сезон продажи идут особенно хорошо, наверное, надо владельцам бизнесов задуматься.