Как развивается дорожная отрасль края – в интервью вице-губернатора Кубани Александра Трембицкого

Сеть автомобильных дорог Кубани протянулась более чем на 42 тысячи километров. Федеральные трассы, местные и региональные дороги, как кровеносные артерии, пронизывают край и обеспечивают его жизнеспособность. От состояния дорог зависит не только повседневная жизнь кубанцев, но и развитие экономики региона, его инвестиционная привлекательность.

Как меняется дорожная инфраструктура Кубани, рассказал вице-губернатор Александр Трембицкий.

Край – в пятёрке лидеров в стране

 – Александр Александрович, сегодня по всему краю ведутся масштабные дорожные ремонтные работы. В дорожное строительство вкладываются большие средства. Какой-то эффект от этих вложений уже есть?

 – Я убеждён, что проводимые дорожные работы, в том числе по национальному проекту «Безопасные качественные дороги», положительно сказываются на развитии всего края. У нас уже есть определённые достижения в этом направлении. В этом году мы вошли в пятёрку лидеров среди регионов по реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Программа по поддержанию дорог в безопасном и качественном состоянии уже выполнена на 57%. Эти данные озвучил заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин на заседании Президиума Правительственной комиссии по региональному развитию. Строительство дорог всегда даёт мультипликативный эффект. Разветвлённая сеть трасс, уровень их качества во многом определяют инвестиционную привлекательность региона. Это крайне важно для Кубани, где уже работает или  планирует обосноваться множество иностранных компаний. Дороги связывают предприятия различных отраслей экономики между собой, позволяя им эффективно взаимодействовать, способствуют дополнительной занятости населения.

К тому же наш край – это большой туристический, торговый и сельскохозяйственный регион, в котором пассажирские и грузовые перевозки создают высокий трафик. Именно по кубанским дорогам проходит путь от портов Чёрного и Азовского морей к заводам, логистическим центрам не только края, но и многих других регионов страны. Поэтому жизненно важно всегда поддерживать трассы и улицы в нормативном состоянии.

 – Сколько всего километров дорог в Краснодарском крае уже отремонтировано и сколько ещё планируется? И какой объём бюджетных средств выделяется на финансирование?

 – В нынешнем году на Кубани в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» запланированы работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту 134 объектов из которых 129 – протяжённостью более 160 км – будут завершены в 2021 году, а 4 объекта являются переходящими на следующий год. В мае досрочно завершены работы в Новороссийской агломерации.  В Краснодаре работы уже выполнены на 63 %, в Сочи – почти на 65 %, на других региональных объектах – на 55. Финансирование нацпроекта на текущий год превышает 8 миллиардов рублей.

Создание современной, комфортной и надёжной транспортной инфраструктуры – одна из главных задач властей Кубани. Поэтому дороги у нас ремонтируются не только в рамках нацпроекта, но и за счёт дорожного фонда Краснодарского края, который в этом году запланирован в объёме 37,9 миллиарда рублей. На выделяемые из краевого бюджета средства планируется отремонтировать и реконструировать ещё около 620 км дорог. Деньги также направляются  на ремонт и содержание мостов, путепроводов и надземных пешеходных переходов.

Если говорить в целом по приоритетному, а затем национальному проекту «Безопасные качественные дороги», то с 2017 по 2020 годы в Краснодарской агломерации отремонтировали 300 км дорог на 241 участке, в Сочинской агломерации привели в порядок 185 км дорог, а в Новороссийской – более 80 км.

Строить с учётом мнений

 – В рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» создана и функционирует система учёта общественного мнения. Она объединяет несколько каналов связи: официальный портал нацпроекта, проект Общероссийского народного фронта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», мобильное приложение «Гос­услуги.Дороги» и другие. Власти края учитывают глас народа, принимая решение о ремонте или строительстве новых дорог?

– Да, конечно. Мы учитываем обращения граждан. Например, в Краснодаре сейчас проходит масштабный ремонт улицы Селезнёва на участке от улицы Новороссийской до улицы Трамвайной протяжённостью 3,9 км. В процессе обновления построили новый тротуар в районе гаражного кооператива. Необходимость создания тротуара на этом участке обозначили во время встречи жители района и работники Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления, которым проходилось добираться от трамвайной остановки до депо прямо по дороге. 

Еще один пример. В городе-курорте Сочи именно по предложениям жителей в список дорог, подлежащих ремонту, вошли улицы в сёлах Эстосадок, Нижняя Шиловка, Орел-Изумруд, в посёлках Красная Поляна и Дубравный.

 – В рамках нацпроекта приводятся в порядок не только дороги в агломерациях, но и инфраструктурные объекты региональных трасс. Какие из них наиболее значимые?

 – Один из важнейших городских объектов национального проекта «Безопасные качественные дороги» – Яблоновский мост, соединяющий Краснодарский край и Республику Адыгею. Не преувеличу, если скажу, что его строительство необходимо не только для нашего края, но и для всей страны, ведь он ведёт к трассе в направлении Чёрного моря, по которой ежегодно едут миллионы туристов. Новый мост позволит разгрузить это направление и значительно снизит вероятность заторов на выезде из Краснодара в сторону побережья.

В этом году на строительство Яблоновского моста предусмот­рено около 2,6 млрд рублей. На сегодня мост готов на 30 %. Уже завершён первый этап строительства. Благодаря федеральной поддержке удалось ускорить темпы реализации проекта в 2,5 раза. Строители обещают, что к концу года техническая готовность сооружения составит 50 %. Планируется полностью завершить устройство опор, изготовить весь объём металлоконструкций и установить половину из них. Завершение всех работ ожидается в 2024 году.

Важна и реконструкция автодороги Краснодар-Ейск в Тимашевском районе. После расширения дороги на Ейск, она станет более безопасной – все эти годы в пиковый турсезон и уборочную страду здесь складывалась неблагоприятная обстановка по аварийности.

– Раз уж мы заговорили о Краснодаре и Сочи, как в них обстоят дела со строительством дорог? Водителям и гостям самых густонаселённых городов края станет комфортнее на дорогах?

 – Повышение комфорта на дорогах – ключевая цель работы всей отрасли и, конечно, национального проекта «Безопасные качественные дороги». 

В этом году в Краснодаре планируем отремонтировать 62 участка дорог общей протяжённостью 79 км. Сейчас в городе приводят в порядок дороги на 48 участках улично-дорожной сети. По нацпроекту уже полностью завершены работы на 14 объектах.

В Сочи также активно ведётся ремонт дорожного полотна. В текущем году запланировано отремонтировать 50 объектов протяжённостью более 27 км.  Из них 23  участка дорог в Адлерском районе, 4 объекта – в Центральном районе. Уже завершены работы на одном объекте. 18 улиц уже заасфальтировано и идут работы по их обустройству, оставшиеся объекты также находятся на высокой стадии готовности.

В рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в городе-курорте не только меняют дорожное покрытие. Для повышения безопасности  разработаны и реализованы проекты по организации дорожного движения. В тестовом режиме на улице Парковой установлен проекционный пешеходный переход.  Это светодиодный проектор, который проецирует зебру на проезжую часть. Такая технология применяется во всём мире и помогает сделать пешеходные переходы максимально освещёнными и безопасными в тёмное время суток. Его видно на расстоянии 150 метров даже в плохую погоду, когда на улице туман или идёт дождь.

Если такие проекционные пешеходные переходы себя зарекомендуют, будет рассмотрена возможность их установки в первую очередь у общеобразовательных и дошкольных учреждений по всему краю.

– А реализация нацпроекта «Безопасные качественные дороги» продолжится в 2022 году? Что уже запланировано?

 – Конечно. Сейчас идёт подготовка к работам в более отдалённых локациях Краснодарской агломерации. Приводим в порядок не только центральные улицы городов, но и отдалённые – в станицах. Так, в 2022 году запланировано отремонтировать 15 км дорог местного значения в Васюринском, Пластуновском, Мичуринском, Старомышастовском и Динском сельских поселениях. Здесь обновят 9 участков улиц. В 2019 году в станице Васюринской уже отремонтировано более 2 км дороги по улице Железнодорожной.

В следующем году в рамках нацпроекта продолжится ремонт дорог в станице Старокорсунской: отремонтируют улицу Северную, приведут в порядок проезжую часть на отрезке от Красноармейской до трассы «Краснодар-Кропоткин-граница Ставропольского края».  В настоящее время в станице делают гравийный ремонт на 26 участках дорог. Работы выполнены уже больше чем на 50 %. Остальные улицы закончат до 1 сентября.

И это лишь небольшая часть той работы, которая планируется в следующем году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Более того, в текущем году будут заключены контракты на выполнение работ по объектам не только из плана на 2022 год, но и на 2023 год.

 «Умные» решения

 – В дорожной отрасли края сегодня активно используются современные технологии и подходы в организации движения, – отмечает вице-губернатор Краснодарского края Александр Трембицкий. – Повсеместно устанавливаются камеры фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения. Планируется, что на Кубани на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального местного значений к 2024 году число камер вырастет на 211 %. Уже сейчас их количество выросло почти вдвое – в 2017 году было 1209 камер, в конце прошлого года насчитывалось уже 2050

Также на дорогах регионального значения размещаются автоматические пункты весогабаритного контроля транспортных средств. К концу текущего года в крае таких пунктов будет два десятка. Они нужны для того, чтобы сократить число недобросовестных перевозчиков, допус­кающих перегруз транспорта. Главная цель установки этого оборудования – обеспечение сохранности дорог.

 – Ещё один важный элемент работы – развитие интеллектуальных транспортных систем, – продолжает Александр Трембицкий. – Благодаря их внедрению в Краснодарской и Сочинской агломерациях к концу 2024 года можно будет более эффективно управлять дорожной ситуацией. Уже сейчас ведётся работа по установке и включению в систему новых, так называемых умных светофоров и информационных табло. Позднее добавится мониторинг и прогнозирование природных чрезвычайных ситуаций с помощью сети датчиков и метеорологических станций, оборудованных по краю.

Отдельное направление в работе – электроосвещение дорог. Каждый год протяжённость освещённых участков автомобильных дорог регионального значения увеличивается как минимум на 50 км. На это из краевого дорожного фонда с 2019 года ежегодно выделяется 250 миллионов рублей.

 – Кроме того, в крае строятся надземные пешеходные переходы. Вблизи социальных объектов устанавливаются светофоры и обустраиваются переходы, совмещённые с искусственными неровностями, строятся тротуары и «островки безопасности», применяется износостойкая разметка из термопластика. Вся эта большая работа ведётся, чтобы на дорогах был порядок, увеличивалась их пропускная способность, а самое главное – снижался риск для пешеходов, – отмечает вице-губернатор.