Сохранить родной лазоревый Азов

«Мой лиман обесптичел, Стал угрюм и уныл. Кто из радости вычел Плески солнечных крыл? Мой лиман обезрыбел, Видно, он не здоров. Кто повычерпал в зыби Серебро осетров?.. Вот бы глянул Суворов или граф Воронцов – Осудили б сурово Дело наших отцов – Тех, кто в воды лимана, Безрассудно жесток, Разгрузил окаянно Городской дерьмосток… – Как мы Землю лягаем, Не предвидя беды…», – пишет Евгений Александрович Котенко в стихотворении «Плач по Ейскому лиману».

Это стихотворение можно назвать криком души человека, которому не безразлично, что делается в окружающем его мире.

В 1992 году Евгений Александрович написал чудесное стихотворение «Улицы Ейска», от которого, кажется, так и веет прохладой в летний зной: «Улицы Ейска – зелёные арки, Переплетенье ветвей и листвы, Как бы по-южному ни было жарко, Ласковой тенью спасаете вы. Встали ряды белоногих акаций, клёнов и ясеней лиственный строй, Город и впрямь начинает казаться Тихим уютом, укрытым листвой…». Но где сегодня эти прекрасные деревья, дававшие лас­ковую тень в солнечный день? Все скамьи в центре города летом открыты палящему солнцу и человеку негде укрыться от зноя.

Стихи Котенко об уничтожении природы самим же человеком превращаются в публицистические речи-воззвания к людям:

остановите, пока не поздно, неуёмное потребление природных запасов, варварское отношение к бесценной земной красоте: «Опомнись, варвар-человек, Не отравляй питьё и снедь, Храни ключи студёных рек…Жалейте степь, храните лес, Обезопасьте все АЭС! И недра пакостить не сметь! Нам надо всем позеленеть!..» («Зелёные» стихи»). И как к последней инстанции звучит обращение поэта к Всевышнему: «Сохрани навеки и помилуй мой родной лазоревый Азов» («Молитва»).

******

Знаете ли вы, что…

В одном из интервью в 2010 году Евгений Александрович Котенко вспоминал, что на Ейском полуострове несколько десятилетий тому назад водились пеликаны, прекрасные розовые фламинго с длинными загнутыми клювами стояли на одной ножке. Здесь водилась колпица, было полно чаек, в степи жила дрофа – огромная птица, которая быстро бегает, – маленький страус. Гнездились и стрепет, и беркут, и канюк. А сколько цапель было! Должанская и Камышеватская косы – это был птичий рай! Сейчас ничего этого нет. И поэт с надеждой взывал: «Человек! Себе во благо сделай, если ты взаправду великан, сотвори, чтоб в тоге снежно-белой на лиман вернулся пеликан».

«Раньше наше море, – рассказывал Евгений Александрович, – было самым рыбообильным в Советском Союзе. Считалось, что такая рыба, как тюлька, килька, шемая и прочая – это ресурс неисчерпаемый. Сейчас она – редкость, и это уже не та рыба. У нас была маленькая селёдка иваси – объедение! Самая лучшая! Сейчас и её нет». И всё это, по мнению Котенко, кроме неуёмного истребления, ещё и «результат непродуманных действий по сохранению урожая зерновых. Применяемые на полях пестициды и гербициды отравляют и землю, и зерно, которое клюют птицы и погибают. А яды дождями смываются в Азовское море, в Ейский лиман, что губительно для рыбы. Добавьте к этому ещё и канализационные стоки в лиман… – вот и погибает промысел морской».

Поэт напоминает нам: «Для жизни людей во Вселенной нет планеты иной!» И на этой планете щедрая наша природа нас кормит, поит, одевает, обогащает наши сердца добротой и любовью. Всему в ней есть своё место. Как писал Михаил Пришвин: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».