Если во время разговора с коллекционером автомоделей закрыть глаза, то можно подумать, что речь идёт о настоящих автомобилях. Звучат названия деталей и понятные лишь некоторым термины: рессорный ход, двухцилиндровый двигатель, шасси.

В коллекции щербиновца Игоря Масленникова более 600 моделей. Гаражами для машинок служат четыре шкафа. Но уже им тесновато, нужен ещё один. Первая машинка – КамАЗ-5511 – занимает почётное место в коллекции: в нынешнем году ей исполнится 40 лет.

«Машинку в 1980 году отец купил младшему брату. Я тогда уже школу заканчивал», – вспоминает коллекционер, – я у него её тогда выманил. С неё-то всё и началось.  В классе я был, как говорится, первый парень. Мальчишки ходили за мной по пятам, чтобы хотя бы посмот­реть на  мои машинки».

В основном в шкафах красуется советский автопром. В СССР модели были дефицитом. Да и сейчас это далеко не игрушки, а коллекционные редкости, за которые платят тысячи и даже десятки тысяч рублей.

«Сейчас большинство моделей, 80 %, делает Китай, ещё 20 %

– Россия, – говорит Игорь. – Наши, российские, не очень качественные, советские лучше были. Модели СССР можно купить только с рук. На аукционе, на барахолке, в антикварной лавке – везде, но не в магазине. В больших городах есть магазины, где продаются модели СССР, но их немного, да и мега-раритеты там не найдёшь».

Любимая модель коллекционера – выпущенный в 1975 году «Москвич-403». Модель не отличается экстремальной редкостью, но считается очень ценной (стоимость – до 20 тысяч рублей). А вот ещё одна гордость – масштабная копия автомобиля «Волга» ГАЗ-24-01. Открываются все двери, капот и багажник, хорошо видно коробку передач, карданный вал и задний мост.

 «Когда приходят гости, все дверцы закрываю на ключ или обвязываю лентами», – улыбается Игорь, – иначе все лезут, хватают, пытаются поиграть. Если уж нужно, я лучше сам достану и покажу. Ревностно отношусь к своим экспонатам.  Были в моей жизни очень сложные материальные периоды, когда вставал вопрос о продаже коллекции. Но когда мысленно у меня уже поднималась рука это сделать, проблема разрешалась сама собой».

Примерно раз в год Игорь проводит техосмотр своих машинок.  Зубной щеткой смахивает пыль, проверяет целостность деталей. Материал бывает такой, что машинка, постояв лет 10 в шкафу, начинает вдруг вздуваться. Если такое происходит, коллекционер делает ремонт. Ищет запчасти, клеит, красит.

Конечно, современные модели автомобилей тоже иногда смотрятся красиво и интересно, но всё-таки осознание того, что маленькой потрескавшейся машинке уже перевалило за 40 лет, очень греет душу.

С самого начала копии автомашин использовались коммивояжёрами для рекламы, чтобы дать покупателю возможность пощупать будущий автомобиль.

В реальности же автомобилистом Игорь не стал. У него даже водительских прав нет. Считает, что по таким дорогам, как у нас, проще и дешевле передвигаться пешком или на автобусе. Хотя, если продать всю его коллекцию, на вырученные деньги, можно купить достойный автомобиль.