За повседневными заботами люди порой перестают замечать окружающую их красоту. Даже наша богатая природа приводит в восторг чаще приезжих, чем местных жителей. Мы же, проезжая между станицами и посёлками по своим важным делам, лишь автоматически фиксируем чередование полей, лесозащитных полос и водоёмов. Вон фазан на обочину выбежал, заяц перебежал дорогу, степной орёл завис над полем… ну, и пусть, бог с ними. Мы – сами по себе, они – сами по себе.

А ведь это не так. И места наши недаром зовут благодатными. Азовское море издавна славилось рыбным изобилием. Может, стоит вдуматься и присмотреться, чем же сегодня мы богаты и как это богатство используем? Наша редакция решила для этого организовать экспедицию. Прошагать затерянными в травах тропками, повстречаться со старожилами и послушать их истории, познакомиться с людьми, что сегодня кормятся от земли и воды и кормят нас. Мы условно назвали это путешествие «Кругом вода». Ведь и вправду, полуостров наш омывается морем и лиманами, а ещё – речки, балки, Ханское озеро…

О реке Ясени, треть которой проходит по территории района, много могут рассказать заядлые рыбаки и жители посёлков и хуторов, устроившихся в её бассейне. Есть семьи в Заводском или Новодеревянковском, в которых история реки этой передаётся из поколения в поколение, смешиваясь с легендами. Один из знатоков местных преданий Николай Чернокоз, потомственный рыбак и хозяин рыбного хозяйства «Амур», живёт как раз в Заводском. Его я и попросил устроить экскурсию по Ясеням. А заодно и рассказать, каково это, выращивать рыбу в сегодняшних условиях.

Существует легенда, что где-то в русле реки Ясени, которая в незапамятные времена якобы была судоходной, затонул турецкий корабль с золотом. Вроде бы даже какая-то американская компания в начале 90-х годов прошлого века предлагала вычистить дно реки в обмен на ценные находки, которые могут там оказаться, но ей отказали. Впрочем, в Староминском районе такая же легенда существует о ручье Весёлый, который сейчас превратился в невзрачную балку.

Места обжиты давно

Встретились в Заводском утром. На подержанной «Оке» выдвинулись в сторону «базы» – так Николай Викторович называет берег арендованного им водоёма.

– Раньше здесь буквально хутор на хуторе стояли, но все вымерли. Места-то благодатные, но постоянно что-то мешало. То голод 33-го, то объединение хуторов в большие колхозные бригады.

По дороге минуем несколько кладбищ, утонувших в траве и заросших деревьями. Это всё, что осталось от хуторов. Правда, в траве протоптаны тропинки, некоторые могилы ухоженны. Наверное, в родительский день кто-то приезжал.

По дороге замечаю довольно много дамб, перегораживающих реку. Судя по номерам, которые называет мой экскурсовод, на Ясенях их больше 20-ти. Как выяснилось, тут и недавно насыпанные, и довольно старые дамбы, «гребли», которые строили местные жители для своих нужд – запруды реки и переправы на другой берег. Рассказывают, что «Палаткина гребля» получила своё название от фамилии купца, который построил на реке мельницу и, естественно, воздвиг дамбу. Ну и стал брать за проезд по ней по пять копеек – то ли с человека, то ли с телеги – сейчас это не так важно. Жители ближайших хуторов платить не захотели, по бережливости кубанцы не уступают украинцам, а собрались и насыпали свою собственную дамбу в полукилометре ниже по течению.

Лиха беда начало

Рыбохозяйство «Амур» находится в шести километрах от Заводского (многие по старой памяти называют посёлок Лиманским). До осени прошлого года на берегу водоёма была настоящая, хоть и небольшая, база: стояло три щитовых домика, в которых могли остановиться на ночь и владельцы хозяйства, и рыбаки, которые приезжают посидеть с удочкой на берегу (Николай Чернокоз никогда не гнал рыбаков с арендованной им воды). Сегодня на месте домиков пепелище: их сожгли отморозки-уголовники, приехавшие бесплатно взять рыбы и получившие отказ. Сегодня те, кто остаётся здесь на ночь, спят в машинах или палатках.

– Я вырос на этой речке, – говорит хозяин. – Мой отец работал егерем в этих местах, с рыбалкой был связан неразрывно. Вот и я с десяти лет свободно мог управлять любой лодкой, а рыбы ловил столько…

Рыбы в Ясенях всегда было много: карась, тарань, окунь, судак – множество пород. Не переводились и раки, а в камышах шуршали ондатры.

Когда двадцать лет назад появилась возможность взять в аренду водоём, Николай Викторович долго раздумывать не стал, а начал готовить документы. Впрочем, это сейчас река приносит стабильный доход, когда братья Николай и Александр потратили много лет упорного труда. А тогда опыта не хватало.

Первым делом взяли анализ воды и грунта и отвезли в лабораторию Кубанского водного бассейнового управления. Вердикт специалистов – «у вас даже черепахи жить не будут». Вода была перенасыщена сероводородом, который вырабатывает донная тина. Попробовали избавиться от водорослей: во время засухи сбросили почти всю воду и обнажили дно. К осени водоросли высохли, анализ, взятый повторно, дал вполовину лучшие результаты. Решили весной запускать малька.

Это сейчас в запруде живут толстолобик, белый амур, карп, не говоря уже о «местных» породах, а вскоре может появиться сом, а тогда пришлось потрудиться. Методом проб и ошибок набирались опыта. Оказалось, что если малька выпускать весной, то при паводке из-за сильного течения он давится о решёта шлюзов, что на слишком маленькую рыбку охотятся судак и окунь, да и карп, к слову, не прочь иногда перекусить мальком, что если выпускать в водоём тонну малька, то рыба не вырастает до нужного размера из-за нехватки провианта.

Для результата нужно вкалывать

– Наша работа очень тяжёлая, – рассказывает Александр Чернокоз, который как раз к нашему приезду подошёл на лодке к берегу после осмотра сетей. – Каждое утро, в любую погоду, как штык, ты должен быть на воде, ставить сети, кормить рыбу, собирать улов.

Тем не менее, на обветренных лицах братьев удовольствие: в сети попался двенадцатикилограммовый толстолобик, и в Ейске его уже ждут покупатели, а значит, не придётся с этой рыбиной стоять на рынке.

Впрочем, на рынках района фамилию Чернокоз знают хорошо.

– Мы ловим столько рыбы, сколько можем продать, – раскрывает Николай Чернокоз доходную часть бизнеса. – На каждый из рынков района у нас выделен определённый день, и жители уже ждут нас с рыбой. Когда продаём в розницу, прибыль есть. А если будем сдавать оптом, то даже налоги заплатить не сможем.

Но, кроме дохода, как в любом другом деле, в рыбоводстве есть и расходная сторона. И это не только налоги. Нужно закупать зерно, горох, подсолнечник для кормления рыбы. Правда, здесь можно и сэкономить, разыскивая по хозяйствам неликвидное или подмокшее зерно и скупая его по заниженной цене. Ежегодное зарыбливание водоёма требует приличных вложений, тем более, что хозяйств, производящих малька, становится всё меньше, что постепенно ведёт к монополии. А ещё время от времени с близлежащих полей дождями смывает химикаты, от которых гибнет рыба.

– У нас норма: в год вылавливать 500 килограммов рыбы с гектара запруды. Получается восемь-десять тонн, то есть мы даже немного больше нормы делаем, – говорит Николай Викторович. – Поэтому и разрешаем рыбакам приезжать к нам с удочками и спиннингами. Просим об одном: выпускать мелочь, чтобы дать ей вырасти до нормальных размеров.

Родную речку с удовольствием изучают заводские школьники под руководством учителя физики школы № 18 Ирины Черкашиной. Ребята даже организовали экологический отряд и занимаются сбором мусора вдоль берегов. Производят они и научные исследования. Работа «Экологические проблемы реки Ясени у хутора Новодеревянковский» была представлена на конкурс «Эврика, юниор», который организовала Малая академия наук учащихся Кубани. Школьники измеряли ширину и глубину реки, скорость её течения. Сделали химический анализ воды. Для проверки, насколько вода пригодна для жизни, в пробы запустили инфузории-туфельки. Простейшие чувствовали себя комфортно во всех колбах, из чего ребята сделали вывод, что в Ясенях вода хорошего качества.