«Представляешь, позвонила хорошая знакомая из Хабаровска. Собираются с мужем на следующий год перебираться в Ейск. Наводила справки: как с жильём, с работой, можно ли открыть свой бизнес», – обычно, наш разговор с мастером во время маникюра вертится вокруг «лёгких» вещей.

А тут, вместо необременительной болтовни, мы вдруг решили заняться социально-экономическим исследованием такого явления, как ПМЖ на юге. Поговорили, вспомнили истории общих знакомых. Одни перебрались на юг десятилетия назад, их уже сложно отличить от коренных ейчан. Другие только-только «врастают в местную почву». И далеко не у всех получается сделать это безболезненно. Многие так и остаются с чувством, что климат здесь хороший, а вот люди – не очень.

Плюсы–минусы

Они у всех свои. А как известно, каждая медаль имеет две стороны. Жаркое ейское лето из промозглого Питера видится настоящей «манной небесной».

Но проживание в городе хотя бы один сезон даёт понимание: без кондиционера можно и помереть.

Счёт за потреблённое электричество будет астрономическим, да и самой энергии в самый нужный момент (когда температура воздуха приближается к пятидесяти градусам) может не оказаться. И так почти со всем, о чём мечтают жители мегаполисов.

Но вот точно кому нравится наш город почти безоговорочно – семьям с детьми и молодым пенсионерам с хорошей, «северной» пенсией. Первые во главу угла ставят нужды своих чад, а вторые имеют в запасе относительную молодость и здоровье, а также финансово независимы. 

Денег хватило только на Ейск

С Виктором и Светланой Новых я познакомилась на оконечности косы. Сюда они на несколько часов приезжают каждые выходные. Летом купаются, осенью ловят бычков. И, конечно же, «радуют» бывших земляков из Омска фотографиями моря и цветущих вишен, пока те ещё ёжатся в тёплых куртках.

В Ейске оба нашли работу, хотя не ожидали, что зарплаты здесь невысокие, а цены, хоть и ниже, чем в Сибири, но всё-таки немаленькие. Правда, пара быстро сориентировалась: стали сдавать жильё курортникам.

«Если уж совсем откровенно, то мы хотели жить на Черноморском побережье. Вначале рассматривали Сочи как большую мечту, копили деньги. Когда уже стало ясно, сколько у нас окажется денег на руках и посмотрели цены в этом городе, поняли: мы можем купить разве что какую-нибудь хибарку в окрестных горах», – говорит Светлана. «Тогда мы поехали в отпуск и просто влюбились в Анапу, но опять же… На то жильё, что нам хотелось, средств не было. На обратном пути завернули в Ейск, и всё сложилось в самый короткий срок: нашли дом, договорились с хозяевами, вернулись домой и нашу квартиру, которая до этого несколько лет «стояла», покупатели буквально стали рвать из рук», – продолжает рассказ супруги Виктор. 

За месяц, прошедший после отпуска, муж с женой распродали имущество, попрощались с родственниками и, пригласив их на будущее новоселье, поехали на новое место жительства. «Наша фамилия – Новых – была дана предкам не просто так. Курские крестьяне в начале ХХ века переселились в район Омска, когда правительство Столыпина предложило желающим осваивать сибирские земли. Прозвище, а потом фамилию, произошедшую от него, получили прадед с прабабкой от новых соседей. Когда ехали в Ейск, было такое же ощущение: новое место, новая жизнь… Слышь, Свет, да мы же переселенцы-первооткрыватели», – смеясь добавляет Виктор.

Перебираясь на юг, они были готовы ко многому: читали сайты с отзывами от тех, кто только-только перебрался сюда на ПМЖ, изучали аналитику, спрашивали знакомых, кто ездил отдыхать на Кубань: ну, как там? вам понравилось?

Но вот точно, чего они не ждали – климат. Оба коренные сибиряки, и морозами их не удивишь. Настроились, что едут в вечное лето. А тут оказалось, что в Ейске есть зима и она паршивая. «Ну, как, зима? По сравнению с нашей – это и не зима вовсе. Но как может быть, что при плюс пяти градусах почти всегда дует влажный ветер и душу невозможно согреть?! Мы в Омске при такой температуре без шапок и в расстёгнутых пуховиках ходили, а тут… Как так?», – Светлана и меня долго пытала этим вопросом. Не может она привыкнуть и к резкой смене сезонов: холодно-холодно и вдруг – жарко, а потом наоборот.

Климат, пожалуй, единственное, что бывшим омичам не даёт покоя. Однако возвращаться назад они тоже не собираются.

Два года в гараже

А вот Екатерина из Санкт-Петербурга хоть и живёт в Ейске уже почти десять лет, нет-нет, да и задумается о возвращении в «родные пенаты».  

У женщины болел сын. Врачи настоятельно рекомендовали смену климата. Лучше всего подходил на то время украинский Крым, но уехать навсегда в чужое государство она не рискнула. Ещё в детстве несколько раз отдыхала с бабушкой в Ейске. Вспомнила: жаркий, сухой воздух степи, мелкое тёплое море и абрикосы с вишнями, растущие на улице «просто так».

«Поехали на лето, как на дачу. Кстати, дачу неподалёку от города и сняли. Мишке стало лучше уже в первый месяц. Договорилась, что хозяева нам сдадут дачу и на зиму. Осенью вернулись, сдали свою квартиру (эти деньги должны были покрыть расходы на аренду жилья и проживание в Ейске), в конце сентября приехали в Ейск», – делится Катя своей историей.

Первую зиму прожили относительно благополучно. Но весной, как говорится, «без объявления причины», владельцы дачи попросили съехать.

Оказалось, что в преддверии курортного сезона найти постоянное жильё в городе практически невозможно. Посуточно – сколько угодно, а так, чтобы надолго – нет.

«Называли самые разные и странные, на мой взгляд, причины: вы с ребёнком, вы с собакой, у вас прописки ейской нет. Потом уже не стали и придумывать отговорки: зачем вы мне, когда я за сезон заработаю на отдыхающих больше», – рассказывает она. Единственная причина, почему не вернулась домой – сын практически перестал болеть. А климат? Да что климат… В Питере и не такое видели.

Получилось только снять капитальный и тёплый гараж в черте города. Но там два года житья не давали соседи из многоэтажки. Бдительные бабушки регулярно звонили в полицию, писали заявления участковому, собирали подписи соседей, чтобы выселить её с сыном.

«То называли меня наркоманкой, то утверждали, что я ребёнка похитила. Сыну во дворе, где он познакомился и играл с ровесниками, говорили, что я алкашка и бомжиха. Спасибо, мальчик у меня не по возрасту умный и воспитанный – делал вид, что его это не касается. Да и мальчишки его защищали… Каждый день молилась, чтобы его соцработники не забрали», – Екатерина сидит за столом в маникюрном салоне. Она давно прошла и пережила тот тяжёлый период.

Со временем решился вопрос с жильём в Санкт-Петербурге и в Ейске. Она смогла купить новую квартиру в хорошем районе города – много зелени и до моря близко. Работает на полную ставку и подрабатывает через интернет – не забыли старые питерские друзья. Миша практически здоров, хочет поступать в военное училище.

Самым трудным для Екатерины в Ейске оказалось привыкнуть к менталитету местных жителей.

Да, на особое отношение к приезжим жалуются многие туристы. Даже те, кто отдыхает в городе несколько недель. Впрочем, ейчане и сами знают за собой такой «грешок». Одни стараются от него максимально абстрагироваться, другие называют таких людей «кубаноидами» и считают, что они позорят хороших горожан. А третьи не видят в своём поведении ничего зазорного.

Сели в машину и поехали

Свой выбор сделал и житель Владивостока Олег Сергеевич. Бывший военный моряк решил, что больше не хочет любоваться Тихим океаном. А вот тихой, размеренной жизни в тепле и уюте ему хочется. Без моря он себя всё-такие не представлял, поэтому перебрался на побережье Азовского моря.

«Никаких эмоций, только голый расчёт: я вышел в отставку, есть пенсия, кое-какие деньжата накопил. Решил, что заведу хозяйство и буду пенсионерствовать», – рассказывает он.

У Олега Сергеевича я иногда покупаю домашнюю птицу. «Новый ейчанин» не стремится стать фермером или «куриным королём». Выращивает для себя, излишки продаёт. Не бедствует, поскольку кроме подворья имеет несколько квартир, которые сдаёт. Просто привык, что мужчина должен обеспечивать семью.

Решение о переезде глава семьи тоже принял самостоятельно: «Сели с супругой в машину и поехали через всю страну. Это стало самым большим приключением. Хотя есть что вспомнить о времени военной службы. Купались в Байкале, под Читой нас едва не ограбили».

Кстати, приехав в Ейск, они тоже жили в гараже, но совсем недолго. Сняли его, чтобы сложить там вещи, пока покупают жильё. Но тут жена пошла против «военного положения», объявленного мужем, – сказала, что хочет купить такой дом, где не стыдно старость встретить. В результате выбрали не город, а один из посёлков Ейского района. 

«Да мы как-то незаметно и без особых проблем «вписались» в ейские реалии. На селе люди  хоть и другие, отличные от владивостокцев, но добрые. Просто нужно время и открытое сердце», – делятся супруги рецептом того, как стать ейчанами.