В Вооружённых силах морская авиация ВМФ России – на особом счету. Что вполне справедливо, поскольку для лётчиков морской авиации море и небо – две стихии, среди которых они чувствуют себя уверенно и надёжно. Одним из таких лётчиков 859-го центра боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации ВМФ России является полковник Сергей Покидышев.

После окончания в 1986 году Борисоглебского авиационного училища Сергей Покидышев был направлен для прохождения дальнейшей службы в Забайкальский военный округ. Службу проходил в истребительно-бомбардировочном полку, который дислоцировался в Монгольской Народной Республике.

Для личного состава полка как гром среди ясного неба прозвучала информация о расформировании воинской части. В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия плюрализм и компромиссы, которые активно продвигал «лучший немец», сыграли свою негативную роль в развале Вооружённых Сил СССР.

Но нашлись в кругах высшего командования здравомыслящие люди, которые отстояли авиационный полк, внёсший весомую лепту в достижение победы советского народа в Великой Отечественной войне. Для информации: лётчиками морской авиации было потоплено 1015 кораблей противника. К слову, 17 лётчиков полка за мужество и героизм, выполнение боевых задач были удостоены звания Героя Советского Союза, из них пятеро награждены уже в мирное время.

Воинская часть осталась в штате Военно-воздушных сил, но её передислоцировали на полуостров Крым. И Севастопольский Краснознамённый ордена Кутузова третьей степени штурмовой авиационный полк передали в ведение морской авиации военно-морского флота.

Так Сергей Вячеславович оказался в морской авиации, в которую хотел попасть ещё с курсантских времён. 

В полк поступили новые самолёты. Прежде на вооружении стояли Су-17. Но в соответствии с приказом полёты над морем самолётов с одним двигателем были запрещены. Что вполне понятно и обоснованно. Поскольку в случае возникновения нештатной ситуации, находясь на значительном удалении от берега, у лётчика был только один выход – катапультироваться, так как шансов спасти машину не было никаких. Самолёт   тонул в пучине морской воды, и установить причины сбоя работы авиационной техники не представлялось возможным.

Личный состав прошёл переобучение на самолёты Су-24.

– Полёты над морем намного сложнее, чем над сушей, – говорит Сергей Вячеславович. – В полёте над сушей у лётчика есть возможность «привязаться» к земле, сориентироваться на местности. Над морем никаких ориентиров нет. Особенно сложны ночные полёты. Звёзды светят на небе, отражаются в воде, и иной раз создаётся впечатление, что ты летишь над морем вниз головой.  В такой ситуации главное не потерять чувство пространства. В дневное время, когда над горизонтом висит дымка, небо сливается с морем, что также может поставить лётчика в затруднение при выполнении различных манёвров при пилотировании.

Были свои нюансы и при выполнении учебных стрельб. К примеру, морской корабль по своим габаритам намного превышает танк. И кажется, что корабль находится не так уж далеко, прицеливаешься, и – недолёт. Оказывается, что до корабля ещё километра два-три…

В полку Сергей Покидышев командовал эскадрильей, носившей имя лётчика-космонавта, Героя Советского Союза Георгия Добровольского.

– Георгий Тимофеевич, прежде чем попасть в отряд космонавтов, проходил службу в нашем полку. После его трагической гибели во время орбитального полёта, эскадрильи и было присвоено его имя. Это налагало на всех нас большую ответственность. Служить в эскадрильи имени Георгия Добровольского считалось большой честью для каждого лётчика. И я горжусь тем, что командовал ею.

Из Крыма Сергей Вячеславович был переведён в 444-й центр боевого применения лётчиков морской авиации ВМФ РФ. А через некоторое время этот центр объединили с 859-м центром и местом дислокации определили город Ейск, на базе бывшего Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков имени лётчика-космонавта дважды Героя Советского Союза Владимира Комарова.

В Ейске личный состав центра повышал и повышает своё лётное мастерство. Совместно с воинами учебного центра отрабатывают различные задачи, поставленные командованием. С подразделениями министерства чрезвычайных ситуаций проводили учения по поисково-спасательным операциям на воде.

За годы службы налёт у Сергея Покидышева составил 1600 часов.

Иными словами, почти 67 суток он находился вне земли. Земли, на которой его с нетерпением ждали родные и близкие.