Прочел статью “Понять чужую боль” в газете за 24 сентября. Корреспондент Игорь Малахов рассказал, как по ходатайству депутата горсовета Ивана Кухта на заводе “Аттракцион” сделали для мужской и женской палат хирургического отделения ейской больницы сразу (! – авт.) две инвалидные “рамы” (наподобие турника) для постелей пациентов, у которых нет ног.
В городе же, как сказано в статье, около двадцати человек, которым подобное изобретение ейского слесаря Ивана Бакуменко действительно необходимо. И это хорошо, что нашелся мастер золотые руки, который когда-то работал на уже не существующем консервном заводе. И что он оказался отзывчивым человеком и в прошлом году смастерил такую “раму” для своего знакомого, который из-за ампутации ног не мог даже самостоятельно приподниматься на кровати. Может быть, теперь такие, как Иван Бакуменко, умельцы смогут изготовить подобные приспособления и для других, кто в том нуждается.

И все же они делают это по доброте душевной. А заниматься этим обязано государство. Тем более что, вовсе не в обиду слесарю-умельцу, напомню, что подобные приспособления для прикованных к постелям больных известны давным-давно. Знаю это не понаслышке – в свое время сам два года отлежал пластом в разных клиниках. В том числе в Кемеровской области, где тогда жил. И в городе Саки, который теперь на Украине. Там в реабилитационном центре была масса незаменимых функциональных приспособлений и функциональной мебели. Очень удобные кровати, тумбочки, которые можно трансформировать по нужному назначению, перила вдоль стен, различные поручни, упоры… Причем все было не кустарного, а заводского производства, детально продумано инженерами, и из года в год все это оборудование модернизировалось и становилось удобнее. Была и закупленная государством для реабилитационного центра немецкая инвалидная техника.

Вся беда в том, что такое оборудование стоит немалых денег. А сегодня наше “родное” государство тратить их не хочет. И фактически перекладывает свои обязанности на плечи умельцев или на спонсоров, которые время от времени покупают кому-то из инвалидов то дорогостоящую функциональную кровать, то коляску с электроприводом. В прошлом году осенью я побывал в ДК на выставке медицинской техники для инвалидов. Корреспондент местного телевидения расспрашивала кого-то из организаторов этого мероприятия о достижениях, которые способны облегчить жизнь страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата и перенесшим травмы позвоночника. И на самом деле на выставке было много жизненно необходимого. Но у меня появилось ощущение, что мы живем в параллельной реальности, к которой все это никакого отношения не имеет.

Когда весной прошлого года мне нужно было получить новые костыли (их должны выдавать раз в год), пришлось буквально пробиваться на прием к “крайне занятым и работающим исключительно по предварительной записи” врачам. На все ушло почти два месяца. Только после этого я смог пройти комиссию МСЭ (медико-социальной экспертизы), которая официально удостоверила, что я нуждаюсь в инвалидной коляске, трости, костылях и ортопедической обуви.

…В общей сложности, новые костыли (такие, какие были мне нужны) выдали через полтора года. На получение тросточки потребовался год. Инвалидную коляску я ждал тоже год. Ортопедическую обувь “получаю” до сих пор. А два года назад пришлось решать вовсе “неразрешимую” проблему. Мне нужно было переоборудовать машину под ручное управление. В управлении соцзащиты сказали, что они этим не занимаются. То же услышал в обществе инвалидов. В ГАИ тоже не знали, кто может подобным образом переоборудовать машину. Зато точно знали, что это должны делать только в специализированных центрах по специальной лицензии. И такой центр мне посоветовали поискать самостоятельно. Долго мог бы рассказывать о поисках. Обзвонил все автосервисные центры и атомастерские в Ейске, Краснодаре и Ростове-на-Дону. И выяснилось, что установкой ручного управления сейчас официально уже никто не занимается – невыгодно, нужно приобретать лицензию, а это деньги. В итоге через три месяца мытарств я все-таки установил ручное управление, что обошлось мне вместе с поездкой в 9 тысяч рублей.

Сегодня люди с ограниченными физическими возможностями брошены правительством в лице органов и фирм, что называется, на выживание. В Германии, к примеру, установкой индивидуального ручного управления на автомобиль занимаются именно государственные фирмы. Машину оборудуют так, чтобы она была максимально комфортной для инвалида. Вплоть до того, что по команде с монитора, установленного в кабине, открывается задняя дверь автомобиля и к переднему сиденью подкатывается инвалидная коляска. В ее сторону тут же разворачивается водительское кресло, чтобы инвалид мог пересесть в коляску, доехав до места назначения.

В странах, которые мы называем цивилизованными, государство полностью берет на себя помощь инвалидам. Только мы – не от хорошей жизни – надеемся исключительно на чуткость, щедрость, золотые руки народных умельцев и спонсоров. И взахлеб восхищаемся тем, кто героически преодолевает трудности, потому что другого выхода у него просто нет. Да только гордиться нам нечем. Скорее, наоборот, – это упрек государственным организациям, которые самоустранилась от решения проблем граждан с ограниченными физическими возможностями.

Владислав ЕРМАКОВ.