«А мне радио сделали! Я как раз передачу слушаю!» – с порога услышал Владимир Гаврилович Киселёв, председатель ейского районного совета ветеранов, когда пришёл к Антонине Лукьяновне Кочетковой . Большинство из нас вряд ли и задумывались, что это значит для незрячего. Ведь Антонина Лукьяновна – инвалид. Не видеть окружающего мира, да ещё и не знать, что в нём происходит…

В конце мая у Антонины Лукьяновны внезапно замолчало радио. «Это, – рассказывает, – стало для меня катастрофой. Мы с соцработником, которая ко мне приходит, сразу принялись звонить во все инстанции – и на местное радио, и на региональное, я всегда слушала «Радио Россия Кубань»…  Нам на местном радио обещали к вечеру восстановить вещание. Только радио по-прежнему молчало. И я в конце концов узнала, что его не подключат вообще. Потому что проводное радиовещание – «это каменный век и коммерчески невыгодно». Стала я звонить в совет ветеранов: «Как же так? Ведь ветераны – такие, как я – ещё живы… Или тоже стали нерентабельными?» Я просила, чтобы Киселёв позвонил об этом губернатору. И Владимир Гаврилович меня успокоил. Пообещал сделать всё, чтобы радио мне опять включили. Я знаю, что для этого он обращался лично к Юрию Келембет. И спасибо Юрию Андреевичу! По просьбе главы района начальник Ейского участка «Рос­телекома» Сергей Галдин нашёл техническую возможность восстановить повреждённую линию. А ещё до этого они мне принесли радиоприёмник. Да разве я могу им пользоваться, когда совсем слепая… И звук не тот — я плохо слышу. Приёмник этот  «дребезжит», и ничего не разобрать. И моего родного радио мне никакой приёмник не заменит».

Сейчас Антонина Лукьяновна снова слушает своё  любимое радио с утра, как только заиграют гимн.  Новости, концерты по заявкам…

Особенно любит передачу, которую ведёт Диана Гурцкая. А наших кубанских корреспондентов Антонина Лукьяновна по именам знает.

«Когда их слушаю, – сказала, – я не одинока».

И восстановленное радио не единственный подарок ветерану. Председатель совета ветеранов обратился в  ейский филиал «Газпромрас­пределения» с просьбой, чтобы в доме заменили устаревшее отопительное оборудование – всю зиму приходилось Антонине Лукьяновне вызывать мастеров, которые устраняли поломки. Теперь купила новый котёл, а все работы по замене работники газовой службы выполнят бесплатно.

Мы долго говорили с Антониной Лукьяновной. Она вспоминала детство, которое прошло в Пензенской области. И школу на бугре. Когда объявлен был ликбез, туда шли люди семьями. И старики, и дети. И Тоня выучилась читать в пять лет. Слушая её, я будто побывала в добротном, сложенном из брёвен доме, где проживала их большая дружная семья. Работы не боялись, держали справное хозяйство. В сарае – овцы, на конюшне – кони. Всей семьёй сеяли и молотили рожь.   Ещё у дедушки был сад и небольшая пасека. А Тонечка  умела с детства ткать. За всё, что нажили трудом, за что сегодня хвалят, семью их «раскулачили». 

  … В войну, с шестнадцати лет, Тоня уже работала на военном заводе в Саратове. А когда был спецнабор в Ленинградское военное училище радиосвязи – в войну его эвакуировали в  город Чкалов (ныне Оренбург), – Тоня вместе с другими комсомольцами стала курсантом роты, в которой были только девушки.  «Нам, – вспоминает, – там преподавали не только радиосвязь и азбуку Морзе. Девушек учили окапываться, форсировать препятствия, стрелять…» Однажды Тоня стояла в карауле у склада. Услышала в ночи шаги. Стреляла, вызвала дежурного… Не очень женское всё это дело. Выпуск из военного училища должен был состояться в декабре 45-го.

Но война уже закончилась, и училище вернулось в Ленинград. Девушкам предложили продолжать учёбу, а Антонине даже предлагали пойти в контрразведку. Красивая и бойкая, к тому же  грамотный специалист, она бы подошла по всем параметрам. «Но мой папа, – говорит, – числился в войну пропавшим без вести. После оказалось, он был тяжело ранен в голову и попал в плен. По законам времени должен был потом «искупить» свою не существовавшую вину. Я всё это взвесила и отказалась», – вспоминает. Добавлю, что и её покойный муж Николай Степанович – тоже фронтовик. Имел боевые награды, как и она – ветеран войны Антонина Лукьяновна.

✒  Татьяна ШЕКЕРА