Мыть посуду – самое нудное занятие из всех, которыми может заниматься подросток в свой законный летний отдых. Я это поняла на собственной шкуре.
ПРИ ВСЕМ БОГАТСТВЕ ВЫБОРА…

«Чего ты дома сидишь, иди поработай!» – сказала мне в середине июня мама, и я подумала, что это тонкий намек на то, что родители считают меня достаточно взрослой и поэтому необходимого количества денег мне летом не дадут.

Не каждый хозяин захочет взять малолетку на работу. Нас «защищают» законы, нам нельзя работать столько, сколько работают взрослые, нам надо платить не меньше, чем им, и т.д. и т.п. С другой стороны, нами легче манипулировать, нас можно обмануть, и мы не набьем морду обманщику, потому что просто не хватит сил. И еще наш город все-таки курорт, много типичных летних заведений, и взрослых на всех не хватает. Так что летом не так уж сложно найти работу.

Можно раздавать рекламные листовки, расклеивать объявления, продавать путевки и т. д… Но я решила совместить приятное с полезным и найти себе работу поближе к морю, чтобы купаться «не отходя от кассы». Так я и попала в маленькое кафе на косе. Официанткой меня не взяли, хозяин кафе сказал, что «по закону можно только с 18-ти лет». Хотя там же работали 17-летние официантки и даже 14-летний парень. Правда, по небритым щекам и толщине торса его можно было принять за вернувшегося из армии повара. В этой веселой компании мне предложили стать посудомойкой.

Условия показались приемлемыми. График работы – с 9 утра до полуночи. Хозяин заверил, что работы много только после обеда и вечером, так что большую часть времени я смогу валяться на пляже, иногда возвращаясь в кафе и спрашивая: «Не надо ли помыть тарелочку?» Официантки заверили, что с утра можно опаздывать, так как посетителей нет и хозяин приезжает позднее. За смену пообещал платить 400 рублей. Документов – санитарной книжки, трудовой, паспорта не потребовалось. Достаточно было показать паспорт кого-нибудь из родителей с местной пропиской. «Легко», – еще раз подумала я.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

В первый же день я решила не опаздывать. Пришла с утра пораньше и на мойке увидела ужасное зрелище! Грязная посуда громоздилась горами. Такое ощущение, что в Ейске питаются только ночью. За три часа я с грязной посудой справилась. Только собралась пойти на пляж, как в кафе приехало начальство и решило плотно позавтракать! А начальства там вместе с присоединившимися к трапезе друзьями больше, чем самих работников. Хозяин решал две задачи – поддерживал дружеские отношения и кормил друзей непроданными вчера блюдами. Не пропадать же добру! Так что морю пришлось обойтись без меня. «Вот и совместила…», – подумала я.

Мысль оказалась провидческой – за месяц работы выбраться на пляж у меня не получилось ни разу. Завтрак в кафе плавно перешел в обед, потом в полдник, потом – в ужин. Тарелок, бокалов, вилок и т.д. постоянно не хватало. Клиенты страшно злились, когда официантки сообщали, что придется подождать, пока освободится посуда.

Почему бы не иметь в кафе больше тарелок-вилок-ложек, мне до сих пор непонятно. Наверное, экономить на посуде – это секрет успешного бизнеса владельцев кафе и ресторанов.

Но самое веселое началось вечером! Во-первых, приперло народу больше, чем за весь день, во-вторых, включили такую музыку, что у меня уши в трубочку завернулись! «Владимирский централ» звучал раз десять за вечер. Я понимаю, что под эту песню можно пить дешевую водку, но чтобы под такой аккомпанемент ужинать… Но хозяин сказал, что народу это нравится. Это второй секрет бизнеса, который мне пришлось почувствовать собственными ушами.

И, в-третьих, уже под конец, когда все напились, начали отплясывать и орать всякую чушь во весь голос! Зрелище ужасное и ржачное. Это был день первый. Меня ожидали еще 34 таких же.

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО

И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО

Оказалось, летнее кафе на пляже – не самое плохое место для посудомойки. За тот же рабочий день (правда, с большими перерывами после завтрака и обеда) в кафе в центре города мне предлагали 250-300 рублей. Зато в летнем кафе, кроме мытья посуды, надо было мыть полы, чистить картошку, помогать на кухне, в детском баре… А если приедет хозяин, то он решит, что мне скучно и найдет мне массу занятий!

ПРИХОДИТЕ СО СВОИМИ СОБАКАМИ ИЛИ МУЖЬЯМИ

Не понимаю людей, которые заказывают огромные тарелки шашлыков и наедаются маленькими кусочками! Как правило, такими заказчиками были юные дамы, которых угощали их не очень молодые кавалеры. Похоже, что силу любви дамы определяли по величине порций, которые им готов был купить мужчина. Кстати, если эти же дамы приходили сами, то у них почему-то был отменный аппетит, и они съедали все, за что сами же и заплатили…

После того, как я накормила остатками мяса всех котов и собак на своей улице, я подумывала открыть свой бизнес – собачью столовую. К середине лета на утренний завтрак в кафе приходила стая собак, рядом постоянно тусили около 20 котов.

ОХ, УЖ ЭТИ ДЕТКИ

Кафе делилось на две зоны – детскую и взрослую. Во взрослой шумно ближе к ночи. В детской каждую секунду можно ждать, что кто-то заорет. Ни один ребенок не может нормально поесть, чтобы: 1 – не разлить коктейль; 2 – не размазать сопли по тарелке; 3 – не уронить хотя бы один стул.

Конечно, попадаются милые дети, которые сами поднесут свою тарелку к мойке, но пока они дойдут, три раза упадут и разобьют по крайней мере стакан.

Как-то я помогала принимать заказы в детском кафе. Примерно в 12 часов дня невменяемая мамаша привела свое на вид пятилетнее чадо в детское кафе. «Пусть ест мороженко, а как захочет пить, дайте сока. Я сейчас приду», – дала указание родительница, оставила 200 рублей и отправилась во «взрослую» зону поговорить о чем-то очень важном с подружками.

Я решила, что мне чего-нибудь перепадет! Ну не наест маленький ребенок мороженого на 200 рублей! Наивная… Через полчаса ребенок проел и пропил все деньги и начал орать бешеным голосом, что ему скучно. Так как делать детенышу все равно нечего, я предложила ему помыть посуду. Это мерзкое занятие на мое огромное удивление и счастье ему понравилось! Когда уже вся посуда была перемыта, он опять начал выть. Я предложила накормить вечно голодных кошаков.

Потом он бегал рядом с кафе с недоеденными кусками шашлыка и кормил собак. Потом этот юный эколог спросил, есть ли у нас крысы? Слава богу, что в этот момент притащилось полумертвое тело мамаши за бедным ребеночком.

ПРЕИМУЩЕСТВО МОЛОДОСТИ

Оказалось, что быть самой младшей – это еще и самой смелой. Или глупой, как мне потом объяснила мама. Россия праздновала День десантника. Ну, может, не вся Россия, а только ее самая мужественная часть. В кафе поздно вечером ввалилась компания пьяных мужиков в тельняшках и голубых беретах. Официантки попрятались на кухне. Все боялись подойти к этой компании. В обмен на обещание вымыть за меня всю посуду наутро я пошла принимать заказ. Пьяные десантники свирепо спросили, почему к ним так долго не подходили официантки. Я им сказала, что их боятся и что кроме меня, юной посудомойки, других смелых в этом кафе они не найдут. Мужики сильно огорчились. Один из них даже заплакал, спрашивая: «Ну что, неужели я такой страшный?» На самом деле он не был самым страшным. Он был самым пьяным. Оказались клиенты как клиенты. Правда, заказывали только водку и песни. Даже чаевые оставили – 30 рублей. Для меня они были как медаль «За храбрость».

МЫ ВСЕ – ВНЕ ЗАКОНА

К концу работы я почувствовала себя настоящим нелегалом. На пляже начались облавы на праздно и поздно шатающихся подростков. Вышедшую покурить 17-летнюю официантку в половине двенадцатого ночи оштрафовали милиционеры за то, что она находится в общественном месте без сопровождения взрослого. Два патрульных взяли с нее по 200 рублей на каждого. У нее чаевых в день меньше вышло, чем она отдала стражам закона о детской безнадзорности. Милиционеры сообщили, что взяли наше кафе на заметку и каждую ночь будут его проверять. Хозяин принял встречные меры – запретил всем несовершеннолетним выходить за территорию кафе; тех поваров, кого смог уговорить, перевел в официантки, а пара официанток ближе к ночи становились поварами и прятались на кухне от зорких взглядов милиционеров. В конце работы все погружались в машину хозяина и развозились по домам. Закон торжествовал – безнадзорными мы не оставались. Я поняла, что чувствуют подданные азиатских республик, прячущиеся на стройках от облав.

ЧАЯ МНОГО НЕ ВЫПИТЬ

Иногда мне приходилось подменять официанток, особенно в детской зоне. Главная хитрость их работы – это распознать клиента, который оставит чаевые. Как они это делают – я так и не поняла. Самые большие чаевые я получила от пары, которая выглядела настоящими оборванцами – мама и сын. Заказали обед рублей на 200, чуть-чуть поклевали и чаевых оставили больше, чем стоил весь заказ. Другие, на вид типичные буржуи, расплатятся рубль в рубль.

«Я, как экстрасенс, попой чувствую тех, кто оставит чаевые», – поделилась со мной Марина, которая работает официанткой в летнем кафе четвертый год подряд. Марина свое поведение не меняет. «Если человек оставляет чаевые, так это не потому, что ты ему улыбаешься или бегаешь быстро. Он оставляет, потому что сам себя любит и своей щедростью восхищается», – посвящала она меня в психологию профессии.

КАК ХОЗЯИН ОБСЧИТЫВАЕТ ОФИЦИАНТОК

По условиям работы официантки получали 5 процентов от суммы принятых заказов. Еще 5 процентов от заказа были обещаны в виде премии. Но если официантки или барменши увольнялись раньше сентября, то хозяин им премию не платил. Это стало известно в середине июля, когда увольнялась первая официантка. «Жадная свинья» – это были самые мягкие слова, которые произносили на прощание девчонки. Хорошо, что мне за мытье посуды премии не обещали.

Думаю, что такая экономия хозяину кафе во благо не пошла. Как только стало известно такое понимание трудового соглашения, все еще оставшиеся официантки резко «забили» на утреннюю работу. Заказы за завтраком, как правило, без водки и пива, стоят недорого, и рвать себе части тела ради нескольких рублей никто не захотел. С утра девчонки начали объявлять клиентам, что нет света или воды, а сами сидели и трепались друг с другом. Я поддерживала обслуживающий персонал как могла. Меньше клиентов – мне меньше работы за те же деньги.

ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИЛОСЬ

В августе мама мне сказала: «Чего ты все работаешь, надо тебе и в лагерь съездить». К этому времени я заработала 13600 рублей. За все время, пока подменяла официанток, чаевых мне досталось рублей 400. Хозяин выплатил чуть больше половины, сказав, что остальное – в конце сезона. Подруги, которые работали в других кафе, барах, на продажах сувениров, сказали, что это – обычный случай, но на всякий случай лучше за деньгами посылать взрослых. А то у хозяев часто оказывается короткая память. Мама пообещала, что деньги заберет. Причем сказала это таким тоном, что я сразу ей поверила.

Лагерь оказался в Анапе, для одаренных детей. Говорить этим вундеркиндам, приехавшим туда со всей Кубани, что я работала посудомойкой, я не стала, было немного стыдно. Скрипач из Краснодара похвастался, что заработал уличными выступлениями за две недели больше, чем я за месяц мытья посуды. Я только спросила его – приходилось ли ему на заказ играть «Владимирский централ»? Он странно посмотрел на меня и признался, что приходилось.