Игорь МАЛАХОВ. На фото: асы-вертолетчики майор Стасик, подполковник Гареев,
подполковник Кольцов.

Именно в этот день 1916 года летчики Балтийского флота одержали первую победу в воздушном бою над морем. От этого события и ведется отсчет славной истории российской морской авиации. В прошлом году в наш город перебазировался уникальный центр морской авиации, в котором проходят переподготовку летчики морской авиации – как наши, так и иностранцы.

Без ориентиров

Морская авиация – дело сложное. Хотя бы потому, что летать над водным
безориентирным пространством значительно труднее, чем над городами,
полями и лесами. А еще такая работа требует большой психологической
нагрузки. «Если на земле можно совершить вынужденную посадку, то, летая
над морем, всегда знаешь: если что-то случится, будешь барахтаться, пока
не прилетит помощь»
, – признается инструктор подполковник Дмитрий
Кахаров
. При температуре воды ниже минус восемнадцать градусов летчик
морской авиации надевает специальный костюм оранжевого цвета –
прорезиненный и утепленный. Тело в нем не дышит – в самолете приходится
подсоединяться к системе кондиционирования. Зато в такой одежке летчик
выживет, попав в ледяную воду, и дождется спасательного вертолета. Не
менее сложно совершать посадку на корабль. Это ведь не наземный аэродром
– он движется, качается на волнах. Посадке мешают разные антенны,
палубные надстройки. При этом «сверху, когда заходишь на корабль,
посадочная палуба кажется такой маленькой»
, – смеется подполковник
Эдуард Кудин.

Ночь над морем

Одним из самых сложных операций у вертолетчиков морской авиации
считается ночное зависание над морем. Это необходимо для спасательных
работ, когда нужно вытащить плавающего в море человека. Это применяется
во время поиска вражеских подводных лодок, когда с зависшего над волнами
вертолета спускают гидроакустическую станцию и «прослушивают» море. При
этом вертолет опускается над водой до тридцати метров! В принципе, как
говорят специалисты, днем подобную операцию может выполнить любой
подготовленный вертолетчик. При дневном свете видны и море, и волны. На
глаз можно определить высоту. Ночью же ничего не видно. Летчик может
потерять ориентацию. Приходится выполнять операцию вслепую, «на ощупь»,
по приборам. Такими вертолетчиками гордились, о них рассказывают
легенды. Среди них – подполковники Юрий Кольцов и Игорь Коротин. К
сожалению, сейчас в нашей авиации не осталось людей, умеющих выполнять
такую задачу. «Оптимизация», – горько усмехаются вертолетчики. Но не
опускают руки и на ближайшее время сами себе ставят задачу самим
научиться зависать по ночам над морем. Ведь наша армия должна быть
готова к любым неожиданностям.

Они уже не уйдут

Весной этого года на Украине сменился президент. Пророссийски
настроенный Виктор Янукович благосклонно относится к существованию
российской военно-морской базы в Севастополе. Наш флот, уже готовившийся
покидать Крым, там остается. Кажется, надолго. В связи с этим в Ейске
поползли слухи о том, что центр морской авиации скоро вновь вернется в
Севастополь, на свое привычное место. Дошло до того, что об уходе
морских летчиков из нашего города стали открыто судачить торговки на
рынке. «Эти слухи ничем не обоснованны, – заявляют в центре морской
авиации. – Мы отсюда никуда не уйдем». Единственное, что пока связывает
ейский центр морской авиации (так его теперь можно называть) с Крымом,
это тренажеры научно-исследовательского учебно-тренировочного комплекса,
расположенного в городе Саки. По сути это точная копия российского
тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», врытая в землю. Но в
Ейске скоро начнется строительство подобного комплекса, который будет
даже лучше своего крымского аналога. Ведь при его сооружении будут
учтены недостатки, допущенные в Саках.

Летающие машины

«Ейчане могут гордиться тем, что у них в городе будет вертолет,
которого нет больше нигде в России»
, – говорит подполковник Кахаров. Он
рассказывает о корабельном противолодочном вертолете К-28, на котором
учат летать в центре морской авиации. Он предназначен для поиска,
обнаружения и уничтожения подводных лодок противника. Эта очень
маневренная боевая машина способна выполнять и другие задачи: разведка,
спасение, целеуказание и т.д. «Зачем же вы учите летать на вертолете,
которого в нашей армии нет?»
 – удивляюсь я. Дмитрий Кахаров слегка
смущается, затем поясняет: «Этот вертолет – аналог стоящего на
вооружении нашего флота К-27. Экспортный вариант. А в нашем центре на
этой машине учатся иностранные вертолетчики»
. А еще в ейском центре
морской авиации скоро появятся вертолет штурмовой авиации К-29,
спасательный вертолет К-27ПС. Здесь же начали обучать летчиков палубной
авиации на учебных Л-39, СУ-25, противолодочном ИЛ-38, транспортных
АН-26, ТУ-154 и ТУ-134.