Более 500 детей-инвалидов ежегодно обслуживаются Ейским многопрофильным реабилитационным центром, расположенным в с. Воронцовке. Условия позволяют работать с детьми в стационаре и в формате дневного пребывания.

С чего всё начиналось

В 2000 г. был создан Ейский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями. Его основное направление – социальная адаптация, реабилитация и абилитация детей-инвалидов. Учреждение расположено за чертой города, в экологически чистом уголке, на берегу Азовского моря в с. Воронцовке.

Центр находится в помещении бывшего детского сада. Спустя 2 года сюда прибыли первые дети, которым необходимы были особая забота и поддержка. Сегодня здесь действуют несколько отделений: социально-медицинское, стационарное, психолого-педагогической и социальной реабилитации.   Профессиональный коллектив работает с детьми, имеющими самые разные нарушения здоровья: ДЦП, аутизм, нарушения зрения, слуха, координации и не только. Главная задача, которая стоит перед педагогами, – помочь ребёнку социализироваться. В первую очередь здесь учат ребят общаться между собой.

Директор учреждения Ольга Евдокимова говорит, что довольно быстро на услуги воронцовского центра выстроилась очередь: родителям нравится, что с их детьми работают профессионалы по самым разным направлениям. А поскольку это государственное учреждение, то услуги здесь оказываются бесплатно.

Курс реабилитации на стационарном отделении центра составляет 24 дня. Направление выдаёт местное управление соцзащиты населения. Одновременно в центре могут находиться 20 детей в возрасте от 3-х до 18-ти лет. Социально-реабилитационный курс можно пройти 2 раза в год.

Адаптация в пространстве

Каждый, кто попадает в центр, имеет при себе индивидуальную программу предоставления социальных услуг, утверждённую управлением соцзащиты. Позже в учреждении с ребятами общаются дефектолог, психолог, социальный педагог, логопед и педиатр, чтобы определить тот самый индивидуальный подход, который поможет ребёнку.

Заместитель директора центра Оксана Овсепян рассказала об одном из самых сложных случаев, с которыми им пришлось столкнуться. В центр обратилась бабушка, воспитывающая незрячую внучку с расстройством аутистического спектра. Ей было сложно ориентироваться в пространстве, выполнять самые простые действия, в том числе пользоваться санузлом и душем, самостоятельно кушать.

Специалистам центра удалось выяснить, что девочка хорошо реагирует на музыкальные произведения, и именно музыка стала проводником в реабилитационных мероприятиях.

«Конечно, за 24 дня чуда не произошло, но мы сделали всё возможное, чтобы девочка стала более самостоятельной в быту и в дальнейшем могла успешно интегрироваться в социуме. В конце занятий она спокойно воспринимала прикосновения посторонних людей, начала реагировать на речь, обращённую к ней».

– говорит Оксана Овсепян

За время пребывания в центре с девочкой работали логопед и дефектолог, педиатр, массажист, инструктор по спорту. Да что там, каждый воспитатель, медсестра днём и ночью готовы были прийти ей на помощь. В это время её бабушка проходила курс лечения в ейском санатории, а когда приехала забирать внучку, то увидела большой прогресс. Взяв рекомендации специалистов реабилитационного центра на вооружение, бабушка продолжила работу с девочкой и дома.

«Мы радуемся, когда узнаём, что наши ребята достигли успехов. Ведь это значит, что совместная работа родителей, специалистов и самих детей не была напрасной».

– говорит руководитель учреждения

Например, несколько лет подряд в центр приезжала девочка из г. Тихорецка с нарушениями слуха. Здесь она получала комплексную помощь: от медицинских процедур, включая гидромассаж, массаж, различные виды физиопроцедур, до занятий, помогающих познавать окружающий мир. Особую роль сыграли уроки педагога дополнительного образования Натальи Максименко, которая раскрыла в подопечной талант художника. Сегодня она успешно реализует себя в жизни, работая по творческой специальности.

Скучать ребятам некогда

Каждый день у детей расписан по минутам. Подъём, утренние процедуры, завтрак (организовано шестиразовое питание), прогулки на свежем воздухе и занятия по самым разным направлениям. В центре нет школьных уроков, здесь учат быть самостоятельными и уметь работать в группе. Например, сейчас ребята готовятся к праздничному концерту ко Дню матери, вместе с педагогом допобразования Натальей Минаковой делают бумажные цветы, шьют мягкие игрушки и другие сувениры, которые подарят своим мамам.

Директор реабилитационного центра Ольга Николаевна рассказала, что на сегодняшний день в учреждении реализуются современные развивающие методики. Одна из них – программа по сенсомоторной интеграции – основана  на нейрогимнастике, занятиях с использованием аудиовизуального комплекса «Диснет», песочной терапии. В сенсорно-динамическом зале «Дом Совы» дети учатся правильно двигаться, ориентироваться в пространстве и тренируют вестибулярный аппарат.

В кабинетах, где занимаются логопеды, дефектологи, имеются специальные наборы: аква-анимация (ЭБРУ-терапия), стол для рисования песком, монтессори-среда, коммуникационное устройство Гоу Толк, комплект «Психолого-педагогическая диагностика познавательного развития детей раннего возраста»  Е.А. Стребелевой, программно-диагностический комплекс Лонгитюд–5. Для слабовидящих детей имеются специальные книги со шрифтом Брайля. Индивидуальные занятия на каждом из устройств помогают ребёнку лучше понимать окружающий мир. Обучающие комплексы приобретены в рамках реализации подпрограммы «Формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в т.ч. детей-инвалидов, а также ранней помощи в Краснодарском крае» программы «Доступная среда».

Развивающие мероприятия дополняются   медицинскими процедурами. Широко применяется адаптивная физкультура, гидро- и лечебный массаж. В программе социально-медицинской   реабилитации массажистом Павлом Емелиным используются как традиционные, так и инновационные методики: войта-терапия (воздействие внешними раздражителями), кинезиологическое тейпирование (наложение на кожу эластичных лент), Бобат-терапия (стимуляция движений с помощью упражнений).

Из краевой казны

Финансирование учреждения осуществляется за счёт средств бюджета Краснодарского края. Учреждение ежегодно участвует в реализации государственных программ «Доступная среда» и «Дети Кубани». С 2021 по 2024 гг. освоено 3 млн руб. на приобретение реабилитационного оборудования. Установлен лифт-подъёмник для детей-колясочников.

В 2024 г. по программе «Дети Кубани» центру выделено 447 тыс. руб. для обновления оборудования кабинета физиотерапии. В круглосуточном режиме здесь работают 12 воспитателей и 6 помощников, медсёстры. В учреждении имеется специальный микроавтобус, оснащённый пандусом для колясочников. Вот уже несколько лет для детей, находящихся в стационаре, проводятся выездные экскурсии по музеям и храмам города, в библиотеки. А в летнее время ребята регулярно посещают конный клуб в ст-це Должанской, где под присмотром специалистов знакомятся с лошадьми.

Ольга Евдокимова также отметила, что в учреждении завершилась реорганизация: совсем скоро со­циально-реабилита­ционные услуги будут оказываться и взрослому населению. То есть, инвалидам старше 18 лет. В их число войдут и участники СВО и члены их семей. Сейчас идёт подготовительный этап реализации данного направления: набор сотрудников, поиск помещения, которое будет оснащено и оборудовано согласно всем требованиям.

СПРАВКА

В стационарном отделении учреждения за год проходят курсовую реабилитацию 240 кубанских детей с ограниченными возможностями здоровья. Предусмотрены квотные места для детей из Ейского, Староминского, Щербиновского, Ленинградского и Кущёвского районов. Сейчас центр также принимает детей из Темрюкского, Туапсинского, Каневского, Динского, Тимашёвского и других районов края, Краснодара, Тихорецка.

Марина ШКЕТОВА