Почти ежегодно северо-западный ветер (называемый здесь «майстро») на Азовском море вызывает локальные шквалы, глубокие «ныряющие» циклоны. Сильные штормы со скоростью ветра, превышающей 20–25 м/с, случаются крайне редко, обычно 2-3 раза в столетие.

Такой ураган, который сопровождался сильным наводнением, начался и в последний день зимы 1914 г.

Но сначала надо сделать небольшое отступление, потому что причины серьёзных последствий кроются в другом: в деятельности человека.

В 1903-1905 г.г. строился порт (на Таганрогском заливе), что прервало естественный намыв ракушечника. В 1908 – 1911 г.г. при строительстве железнодорожного полотна от Ейска до Сосыки ракушку для сооружения насыпи брали на Ейской косе. В это же время там работали заводы Кипора, купца Варварова по выжигу извести из ракушечника. В результате интенсивной добычи природного материала в средней части косы образовался обширный карьер.

В феврале 1914 г. в Азовском море несколько дней подряд дули сильные южные ветры. В ночь на 28 февраля они сменились сильным северным ветром. В итоге вода поднялась на 4,3 м и залила всё юго-восточное побережье Азовского моря от Ейска до Керченского пролива. Пострадало всё прибрежное население городов, станиц, селений и рыболовных заводов Кубанской области.

Вода в ейском порту вышла из берегов и затопила всю площадь земли возле берега, перешла полотно Ейской железной дороги до городских построек,  захватила цементный завод Варварова и селение рыбаков в 100 домов на косе. Оказались отрезанными от города жители косы и вокзал. Сорваны крыши с домов, повалены заборы. Много судов в порту разбито. С колокольни Новопокровской церкви циклон сорвал крест и шар. Убытков причинено на сумму в 45 625 рублей. 

Газеты сообщали: «Получены сведения, что в районе от Темрюка до Ейска в эти дни, в разных местах похоронено свыше 500 жертв урагана». В Ейске пострадавших, но спасшихся живыми 360 человек, пособия  получили 86 семейств.

Сразу после урагана во всех пострадавших городах  были созданы комитеты по оказанию помощи пострадавшим.  4 марта газета «Приазовский край» в статье с пометкой «От ейского корреспондента» сообщала: «Для оказания помощи пострадавшим образован при полицейском управлении комитет по сбору добровольных пожертвований… комитет выпустил воззвание к населению города. Начался сбор пожертвований по подписным листам, предполагается и кружечный сбор». Городская дума Ейска избрала комиссию по оказанию помощи пострадавшим — от  одежды, исправления жилищ, приобретения имущества и покупки рыболовных снастей – из 7175 рублей 60 копеек, осталось 338 рублей 37 копеек. Кроме того выдано пожертвованного хлеба, муки, одежды и других продуктов натурою приблизительно на 260 рублей. Оказаны пособия 210 душам: «Острая нужда пострадавшего населения удовлетворена».

Когда вода ушла, было обнаружено, что в районе карьера на Ейской косе возник пролив шириной около 50 метров, позже он расширился до нескольких километров. Так образовался остров Ейская коса или, как его еще называют, «Зелёный», «Птичий» остров.

Местная газета «Приазовская речь» неоднократно писала о строительстве дамбы. Размытая часть косы укреплялась дамбой в 700 саженей (1493,52 м). Возводить её начали 18 апреля, рассчитывая закончить за 3 месяца. На стройке ежедневно работало 50-120 рабочих. Дамба состояла из старых сосновых шпал, вбитых в 2 ряда на глубину 1-1,5 аршина (0,7-1,07 м), между ними была проведена засыпка камнем.

Ровно через год произошло ещё одно наводнение.

В публикации использована информация из статьи, подготовленная научными сотрудниками Ейского городского музея им. В.В.Самсонова. Фотографии также предоставлены музеем.