Да-да, уважаемые читатели, наш почерк может многое о нас с вами рассказать. Не случайно же вот уже почти полвека ежегодно 23 января отмечается Всемирный день почерка, который ещё называют День ручного письма. Ведь цель этого праздника – напомнить людям, что почерк свидетельствует об уникальности каждого человека, является его визитной карточкой. Об этом сегодня наша рубрика «Дар слова».

«Я люблю усталый шелест старых писем, дальних слов… В них есть запах, в них есть прелесть умирающих цветов. Я люб­лю узорный почерк – в нём есть шорох трав сухих. Быстрых букв знакомый очерк тихо шепчет грустный стих. Мне так близко обаянье их усталой красоты…», – писал в начале двадцатого столетия поэт Максимилиан Волошин в стихотворении «Старые письма». «Узорный почерк» старых писем пробуждал в лирическом герое воспоминания о прошлой любви, воссоздавал в памяти образ, грустный и усталый, некогда любимой женщины.

Возможно, кто-то скажет, что сегодня никто уже не пишет письма вручную. Ведь в современный век компьютерных средств общения даже в поздравлениях друг другу люди используют для смс интернетовские открытки с готовыми текстами. Трудно с этим не согласиться, стоит лишь посожалеть, как много мы потеряли, перестав писать письма неподражаемыми почерками, высказывать в них свои заветные мысли.

Вместе с тем ручное написание сегодня активно используется в школах, а также в средних и высших учебных заведениях в течение всех лет обучения. Рукописно оформляются заявления о приёме на работу, и зачастую работодатели требуют написать автобиографию от руки, заполнить различные анкеты. И, конечно же, все рукописные работы должны выполняться разборчивым и красивым почерком, который не только приятен для глаз, но и является визитной карточкой писавшего. Так о чём же может рассказать почерк?

Почерк – отпечаток характера

 «Нет ни тени сомнения, что почерк имеет отношение к характеру и уму человека и что он может, по меньшей мере, дать понятие об его чувствах и действиях», – ещё в давние времена писал Гёте. Послушаем же, что об этом думают современные специалисты по изучению почерков – графологи.

По их мнению, почерк, тонкий и изящный, с различными завитушками, говорит о любви к красоте и гармонии, деликатности и элегантности его владельца, а почерк с твёрдым нажимом, крупный и уверенный, отражает сильный характер пишущего, который полон энергии и стремления достичь поставленной цели. Доминирование ровных круглых букв и равномерность интервалов свидетельствуют о психической выдержке, открытости в общении и высокой работоспособности. Очень мелкий почерк может означать, что автор застенчивый и робкий, ему присущи тщательность, скрупулёзность и сосредоточенность.

Известный физиолог и психолог Вильгельм Прейер отмечал, что «письмом руководит мозг, а не пальцы, и на самом деле пишет мозг, а не рука». Яркий пример этому почерк гения русской литературы Льва Толстого. Масштабность мыслей писателя была столь грандиозна, что опережала движение его руки, когда он писал свои знаменитые романы: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» и другие произведения. Ведь его неразборчивые рукописи ни в одной типографии никто прочесть не мог. И, может быть, человечество и не узнало бы гениальные толстовские творения, если бы на помощь мужу не пришла его жена, Софья Андреевна. Понимая и сердцем чувствуя авторский замысел своего супруга, она красивым, каллиграфическим почерком переписывала его бессмертные шедевры.

Оригинальный «почерк Леонардо»

История сохранила образцы почерков гениальных творцов разных эпох. Такого почерка, какой был у Леонардо да Винчи (1452-1519), величайшего художника эпохи Возрождения, автора знаменитой картины «Мона Лиза», или «Джоконда», повторить на нашей планете никому не удалось. Он писал одинаково разборчиво, красиво и легко как правой, так и левой рукой, а также одновременно двумя руками. Сохранившиеся многочисленные его дневники и трактаты написаны в такой оригинальной манере, которая получила название «почерк

Леонардо»: в них текст воссоздаётся в зеркальном отражении, то есть написанное можно прочесть, если рукопись повернуть к зеркалу.

Специалисты, изучавшие личность Леонардо да Винчи, в том числе и по его почерку, отмечали широту и богатство натуры гения, его устремлённость в будущее, способность «грезить, мыслить и творить», виртуозность и изобретательность и в то же время чувствительность и эмоциональность, стремление во всём к гармонии и красоте. Как известно, многогранность талантов Леонардо проявлялась во всём, чем бы он ни занимался: в живописи и скульптуре, архитектуре и музыке, анатомии и физиологии, медицине и оптике, математике и черчении, гидромеханике и даже в конструировании летательных машин. Леонардо да Винчи остался в веках ярким примером «универсального человека», личностью с высокой самооценкой, позволяющей с лёгкостью переступать догматы своего времени.

Знаете ли вы, что…

Почерк начинает формироваться в начальной школе с 7–10 лет, к 13-14 годам он приобретает индивидуальные особенности, а окончательно складывается только к 20 годам. Но сегодня, когда в начальной школе отсутствует чистописание, у молодёжи редко встречается разборчивый, красивый почерк, который так важен для развития мозговой активности человека. Не зря же В.А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребёнка – на кончике его пальцев».

А китайские учёные даже доказали прямую связь красивого почерка с продолжительностью жизни. Так не вернуть ли в школы чистописание, развивающее, кроме почерка, мелкую моторику пальцев, память и внимание?

Галина Логунова, ведущая рубрики, заслуженный учитель РФ.

Источники:

  • *Соломевич В.И. Почерк и характер. АСТ, М., 2009.
  • *Зачем отменили каллиграфию в школах. Клуб oum.ru, 2023.