Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы заложил на Тамани войсковой судья Антон Головатый.

Черноморцы – выходцы из запорожских казаков – отличались особенной религиозностью и приверженностью к православной вере. Неслучайно за ними исторически закрепилось красноречивое название «рыцари Православия».

Получив щедрый дар императрицы Екатерины II – остров Тамань и кубанские земли, – они шли сюда защищать русские границы под девизом «За Веру, Отечество и народ».

Как всё начиналось

В то время на Северном Кавказе и кубанских землях о вере Христовой напоминали лишь развалины древних храмов и монастырей, сказания и некоторые обычаи местных народов.

Ещё не было ни домов, ни крепости, ни духовенства, но первой была заложена именно церковь. Войсковой судья Антон Головатый в 1793 г. на Тамани начал строительство самой первой казачьей церкви. Этот храм, возведённый из камня, был посвящён самому главному празднику казаков – Покрову Пресвятой Богородицы. В храме хранятся уникальные иконы. Одна из них – образ Успения Божьей Матери, как раз та, которую привезли с собой казаки-переселенцы.

Антон Головатый приехал с казаками и своей семьёй на Тамань 15 июля 1793 г. Осмотревшись, первым делом решил «по ревности к православию» построить здесь Божью церковь, чтобы молиться не в шатре из парусины, а в настоящем доб­ротном храме. Было выбрано место для постройки и заготовлен подручный строительный материал. Интересно, что имел в виду Антон Головатый, говоря: «чтобы молиться не в шатре из парусины»?

Известна первая православная церковь этого периода, в которой проводилось богослужение. Это была походная церковь Войска Верных Черноморских казаков, прибывшая сюда с отрядом казаков-переселенцев, пришедших на Кубань сухопутным путём во главе с кошевым атаманом войска Захарием Чепегой.

23 октября 1792 г. при Ейской косе в Донском городке, в бывшем ханском доме разбили походную церковь во имя Пресвятой Троицы. Она была парусиновая, в виде шатра.

С ноября 1792 г. по октябрь 1793 г. проводилась регулярная служба в православной походной церкви. Церковь вместе с обозом войска находилась на Ейской косе, а затем была перевезена к Карасунскому куту, туда, где планировалось заложить главный град Кубани – Екатеринодар.

28 мая 1794 г. умерла жена Антона Головатого Ульяна Григорьевна. Будучи богатым человеком, он решил самым достойным образом почтить память покойной супруги – выстроить над её могилой в Тамани каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. «Войсковым архитектором» инженером-капитаном Максимом Бутиным был составлен план церкви, и сразу началось строительство. А войсковой судья (сам Головатый) только 1 июля 1794 г. послал прошение на имя епископа Феодосийского и Мариупольского о дозволении выстроить храм.

Преосвященный Иов утвердил проект церкви и поставил там священником казака Павла Демешко. Этот благочестивый христианин прибыл в Тамань и привёз с собой старопечатные книги: Библию, Литургион (богослужебная книга), изданные в 1691 году во Львове.

Работа по строительству храма велась круглосуточно. Большое участие принимали и первые переселенцы куреней. Покровская церковь была освящена уже в 1795-м.

По свидетельству старожилов, Покровская церковь была сооружена будто бы «в византийском стиле» и имела вокруг открытую галерею (коридоры), поддерживаемую «пиддашками» (деревянными столбами). Говорить о том, что якобы церковь построена, как античный храм, не приходится. Казаки возвели храм Божий в своём традиционном стиле.

Богатые дары

В церковь пожертвовали множество ценных вещей. Чашу серебряную, позолоченную, чеканной работы подарил «за упокой» подполковник Савва Белый. Особенно много пожертвовал дорогой церковной утвари Антон Головатый: серебряное блюдо, из того же металла паникадило и дароносицу.

Войсковой судья – инициатор постройки храма – не скупился на дары. Он преподнёс бесценное великолепное Святое Евангелие в серебряной с позолотой оправе, украшенное «камнями и финифтью» с божественными изображениями.

Из отлитых в Херсоне девяти колоколов для Екатеринодарского войскового собора один – весом 200 пудов 20 фунтов – оставили на Тамани.

Покровская церковь стала святыней для черноморцев. И в дальнейшем её богатства умножались приношениями щедрых жертвователей. Так, в 1830 г. полковник Нейдгард подарил престольный серебряный крест с частицами многих мощей, сделанный в 1700 г. для города Вязьмы и отбитый доблестным полковником у французов в 1812 г.

Спустя десятилетие после англо-французского погрома, христолюбивый казак построил из природного камня 2-этажную колокольню, на стене которой и сегодня можно прочитать надпись: «Сию колокольню сооружил житель города Тамани урядник Фёдор Григорьевич Чепиль 1865 года 10 июня».

В 1911 г. возник вопрос о реставрации церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. На реконструкцию было ассигновано всего 7 тыс. руб. Все немалые и сложные работы требовалось закончить в 3 месяца к октябрю того же года. Когда сняли верх храма, то оказалось, что стенам его грозит полное разрушение. Пришлось всё разбирать и отстраивать церковь заново, уже из новых материалов. Решено было придать церкви её первоначальный вид. Освящение церкви состоялось 1 октября 1911 г.

Новое время

В начале 30-х годов прошлого века, когда по всей стране церкви взрывали и растаскивали кирпич, местные жители сохранили храм. Но позолоченный иконостас и церковная утварь были разворованы. Исчезли историчес­кие колокола XVIII века. Не был разрушен храм и во время Великой Отечественной Войны, хотя здесь были жестокие бои.

Я посетил храм 10 июня сего года. Взял благословение и разрешение у благочинного Темрюкского округа, настоятеля Свято-Покровского храма протоиерея Виктора (Колмыка) на посещение храма и работы на территории церкви.

Имел непродолжительную, но содержательную беседу с отцом Виктором о православии и роли казачества в современной жизни. Казаки имеют свою историю, культуру, традиции, обычаи, память и веру, а главное – будущее в современной России.

По воспоминаниям старожилов, в Тамани бывали многие великие люди России: Суворов, Ушаков, Пушкин, Лермонтов, Толстой, и можно не сомневаться, что в этой церкви они молились.

Николай ШЛЫКОВ, казачий полковник, председатель правления первичной организации Ейского казачьего отдела Краснодарского краевого отделения Российского общества историков-архивистов.