Лидия Станиславовна, закончился ещё один учебный год. Насколько он стал для районного образования урожайным на медали и высокие баллы ЕГЭ?

– Результаты государственной итоговой аттестации являются индикатором эффективности работы отрасли и раскрывают качество работы каждого педагогичес­кого коллектива и отдельно взятого учителя. И в 2023 г. мы провели её объективно и без организационно-технологических нарушений.

Итоги наших выпускников превышают краевые баллы по математике, географии, литературе, истории, физике, обществознанию и информатике. Из 515 выпускников 255 добились высоких баллов (от 81). Я признательна за столь высокий результат в первую очередь детям, благодарю за работу педагогов и за поддержку – родителей. 38 выпускников отправились во взрослую жизнь обладателями медали «За особые успехи в учении», семеро получили 8 результатов по 100 баллов: 5 по литературе (лицей и гимназия) и 3 по общество­знанию (СОШ № 2, лицей и гимназия). Выпускница лицея № 4 Ксения Завражнова получила высший балл по двум предметам.

Количество неуспешных результатов в этом году меньше, чем в прошлом. Шестеро выпускников не преодолели порог баллов в профильной математике и были отправлены на пересдачу. На сегодня у нас уже есть подтверждение, что всё прошло успешно.

Несмотря на то, что учебный год только завершён, уже активно идёт подготовка к новому. Какие ремонтные работы запланированы в учреждениях образования в текущем году и какие средства будут привлечены на реализацию этих задач?

– Отрасль образования одна из наиболее финансовозатратных в муниципалитете. Сегодня образование Ейского района это 67 образовательных организаций: 25 школ, 35 детских садов и 7 организаций дополнительного образования.

Мы стараемся максимально активно пользоваться поддержкой федеральных, краевых и районных властей. Выражается она, как вы понимаете, в государственных и краевых программах. В общей сложности для подготовки к 2023-2024 г. отраслью будет освоено 117 млн 552 тыс. 45 руб. На материально-техническое обес­печение школ и детских садов Ейского района Госстандарт выделит 41 млн руб.

Сейчас в активной стадии находится капитальный ремонт здания начальной школы в СОШ № 2. После его завершения в образовательное учреждение будет приобретено всё необходимое оборудование. В общей сложности на эти цели из федерального, регионального и местного бюджетов направлено 14 млн 968 тыс. руб.

До 1 сентября из средств краевого и местного бюджетов будет проведён капитальный ремонт СОШ № 10 п. Моревка. Здесь запланирована замена оконных блоков, благоустройство территории и ремонт помещений. Министерством образования, науки и молодёжной политики одоб­рены заявки управления на: благоустройство территорий СОШ № 8, 15, 24; капитальный ремонт мастерских СОШ № 3, спортивных залов в СОШ № 20, 21, 24; мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в СОШ № 1, 7, 11, 23, 24.

Благодаря краевому проекту «Современная школа» на базе СОШ № 6 и 22 будут работать центры образования «Точка роста».

Работы по благоустройству территорий в ООШ № 5, детских садах № 15, 23, 33 будут проведены за счёт бюджета муниципалитета. Также из казны района будут выделены средства на капитальные ремонты туалетов в СОШ № 10, кровли в СОШ № 17 и детском саду № 24, пищеблока в детском саду № 32, текущий ремонт кабинетов для размещения центров образования «Точка роста» в СОШ № 6, 8, 22. Для СОШ № 8 будет приобретено половое покрытие, а в детский сад № 9 – теневые навесы.

Благодаря ходатайству депутата ЗСК Сергея Белана решением Законодательного Собрания Краснодарского края местному бюджету выделено финансирование на благоустройство территорий в детских садах № 4, 18, 27 и установку новых теневых навесов в детских садах № 4, 22.

Помимо ремонтных работ управление образованием проводит масштабный комплекс работ по обеспечению в школах и детских садах мер противопожарной безопасности, установке тревожных сигнализаций, ограждению территорий, подготовке зданий к осенне-зимнему периоду.

Как вы оцениваете финансирование отрасли в 2023 г.?

– Мы благодарны за каждый бюджетный рубль, но надо понимать, что, учитывая все проблемы отрасли, копились которые не один год, пока оно не на достаточном уровне. За последние 3 года мы смогли закрыть очень много важных вопросов. Но остаётся не меньше, и самый главный – укрепление материально-технической базы детских садов и школ.

Практически во всех зданиях необходимо менять старые коммуникации, ремонтировать пищеблоки, кровли, благоустраивать территории. Все эти работы требуют существенного финансирования. К сожалению, муниципалитет сделать это одномоментно не может.

В последнее время актуален вопрос профильного обучения. Выполнили ли профильные классы возложенные на них задачи?

– Говорить об этом пока рано, необходимо провести мониторинг выбранных выпускниками этих классов вузов. Если судить по прошлому году, то однозначно – да, оправдали. Профильное обучение не только себя оправдывает, но и даёт результаты. Обучение в этих классах повышает у детей мотивацию, является хорошим подспорьем при поступлении.

К сожалению, родители зачастую не понимают преимущество такого обучения. И, скорее всего, это наша недоработка – информационная и разъяснительная работа проводится на недостаточном уровне.

В числе возложенных на систему образования задач и проведение социально-психологического тестирования. Какие результаты в этом направлении?

– В прошедшем учебном году в тестировании приняли участие 4 139 обучающихся с 7-го по 11-й классы, т.е. 100 % от общего количества. После первого этапа на второй были направлены 74 обучающихся. Все они прошли профилактические медицинские осмотры, 14 биологических объектов были направлены на химико-токсикологические исследования. В результате психоактивных и иных одурманивающих веществ не выявлено. Это хороший результат, но мы держим руку на пульсе, т.к., к сожалению, в текущем году выросло количество учащихся, впервые попробовавших алкогольные напитки.

Как обстоят дела с профессиональными кадрами, есть ли дефицит?

– Да, есть. Для нашей отрасли это по-прежнему актуальная проблема. Особенно остро ощущается нехватка учителей физики, химии, математики. Если брать в процентном соотношении, то это 8-9 %. Цифра вроде и небольшая, но в целом свободные вакансии увеличивают нагрузку на педагогичес­кий состав.

Вопрос этот мы решаем посредством программы «Земский учитель» и приёмом на работу выпускников высших учебных заведений края, проходивших там обучение по целевым направлениям от нашего района. В этом году в СОШ № 22 п. Октябрьского по программе «Земский учитель» начнёт преподавательскую деятельность учитель математики и ещё 4 целевика вернутся для работы в сельских школах района.

Безусловно, база отрасли – это опытные педагоги, которые готовы стать наставниками молодых специалистов. А наша задача обес­печить им все необходимые меры социальной поддержки.

В Год педагога и наставника управление образованием вышло в районный совет депутатов с предложением о единовременной выплате из районного бюджета в размере 15 тыс. руб. молодым педагогам, впервые пришедшим на работу в отрасль.

Сейчас на территории района 5 школ казачьей направленности. Будут ли открыты новые в 2023-2024 учебном году, и если да, то сколько?

– В 2021 г. была разработана и утверждена Дорожная карта по созданию в Ейском районе казачьих образовательных организаций до 2023 г. Она полностью выполнена.

В 4 из 5 станиц района открыты казачьи школы.

ООШ № 5 г. Ейска изначально в этот перечень не входила.  Однако коллектив учащихся и педагогов выразил желание принять участие в проекте. Хочу отметить, что на территориях, где работают казачьи школы, детские сады также носят статус казачьих. Это обеспечивает преемственность и непрерывное казачье образование. Что касается дальнейших планов в этом направлении, то они пока не определены, мы над этим работаем.

В городе предоставляют услуги несколько репетиторских центров. Как вы считаете, они встраиваются в общую задачу системы образования или всё же являются отдельными единицами?

– Сказать, на самом деле, сложно. Многое зависит от педагогов этих центров и конечного результата, который хотят видеть родители. Если ребёнок посещает репетитора по причине того, что ему нужны знания сверх общеобразовательной программы или закрепляет знания по теме, которую, например, проходил сегодня на уроке в школе, то я, безусловно, поддерживаю такой темп обучения. Если же ребёнок просто выполняет с репетитором домашние задания, то, мне кажется, особого смысла в таких дополнительных уроках нет.

Лидия Станиславовна в завершение нашей беседы что бы вы могли пожелать нашим выпускникам?

– В первую очередь, желаю, конечно же, воплотить в жизнь свои мечты и поступить в заветное высшее учебное заведение для получения профессии, которая определит их жизненный путь. Желаю в скорейшем времени вернуться в родной район, т.к. мы очень нуждаемся в высококвалифицированных кадрах.