Так сказал когда-то о себе Андрей Вознесенский (12.05.1933 – 01.06.2010), и вся многомиллионная аудитория его почитателей подтверждала этот постулат поэта. Он обладал бесценным, уникальным даром слова, обогатившим русскую поэзию. И наша рубрика сегодня об этом великом поэте, которому отмечалось недавно 90 лет.

«Край пронзительно любимый, Ты всегда меня поймёшь, Гениальная равнина В белых клавишах берёз…»; «Не исчезай из жизни моей, Не исчезай сгоряча или невзначай. Исчезнут все, только ты не из их числа, Будь из всех исключением – не исчезай!..»; «Ты меня на рассвете разбудишь, Проводить необутая выйдешь. Ты меня никогда не забудешь. Ты меня никогда не увидишь…»;  «Миллион, миллион алых роз Из окна, из окна видишь ты. Кто влюблён, кто влюблён и всерьёз, Свою жизнь для тебя превратит в цветы…»;  «Не покидайте своих возлюбленных. Былых возлюбленных на свете нет…».

Кто же не помнит эти строки из известных стихов Андрея Вознесенского, которые стали нашими любимыми песнями. Ведь почти сто стихотворений поэта были положены на музыку выдающимися композиторами, и прекрасные эти песни и романсы вслед за популярными певцами и певицами пела вся страна. Они будоражили душу, волновали сердца. Но не только песни сочинял поэт, за все годы творчества им было издано более тридцати сборников стихов и прозы.

Яркий представитель плеяды поэтов-шестидесятников, участник литературных вечеров, проходивших с неизменным аншлагом, Андрей Вознесенский в своих стихах побуждал читателей к размышлениям о ценностях истинных и ложных, о назначении человека, о поисках смысла жизни. Он был убеждён, что «человек– это не то, что сделало из него время, а то, что сделал из себя он сам».

«Мыслил глубоко, писал душой…»

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 г. в Москве. Его отец Андрей Николаевич – инженер-гидротехник, доктор технических наук. О матери Антонине Сергеевне поэт позже вспоминал: «Она была очень красивая, с большими серыми глазами, улыбчивая, настоящая русская женщина. Если во мне есть что-то поэтическое – это от неё. Мама привила мне вкус к Северянину и Ахматовой». Но вот смелость, решительность, целеустремлённость и даже самонадеянность поэта – это явные наследственные качества от отца.

Наверно, не каждый мальчишка-подросток в 14 лет, подобно Андрею Вознесенскому, осмелился бы первым написать письмо мэтру советской поэзии и прозы Борису Пастернаку, да к тому же послать ему свои юношеские стихи для рецензии. И каково же было удивление и самого Андрея, и его родителей, когда от Пастернака пришёл восторженный ответ. «Ваше вступление в литературу – стремительное, бурное, я страшно рад, что до него дожил», – писал Борис Пастернак. С той юной поры Вознесенский и будет себя считать учеником Пастернака, любовь к которому он пронесёт через всю свою жизнь.

Но вот что удивительно: когда юноша Вознесенский поделился с писателем своей мечтой поступить в Литературный институт, Пастернак его отговорил от поступления, сказав: «Вас там ничему не научат, только испортят. У вас уже есть свой неповторимый стиль». И в 1952 г. Вознесенский поступает в Московский архитектурный институт, который спустя 5 лет успешно окончит, блистательно защитив дипломный проект, но к работе по специальности так и не приступит.

Ведь все годы учёбы на архитектора он не прекращал писать стихи, в которых ярко стал проявляться его индивидуальный творческий стиль – эмоциональная раскованность лирики, острота поэтической мысли, богатство и красочность изобразительных средств. Особенно ошеломляла метафоричность (скрытые сравнения) его поэтического языка. Например: «Земля качается в авоське меридианов и широт», «вас молниею заживо испепелял талант», «мёрзлый след на щеках блестит – первый лёд от людских обид» и многое другое. Сам же Вознесенский на вопрос о том, как он пишет стихи, отвечал: «Стихи не пишутся – случаются, как чувства или как закат».

О его творчестве Белла Ахмадулина скажет: «Мыслил глубоко, писал душой, ставя во главу угла духовно-нравственные аспекты». «В назначении человека девяносто процентов добра…» – писал Вознесенский  в стихотворении «В человеческом организме», и этим своим добром человек должен согревать людей. А в стихотворении «Ностальгия по настоящему» он признаётся: «Я не знаю, как остальные, но я чувствую жесточайшую не по прошлому ностальгию – ностальгию по настоящему…», призывая жить не в воспоминаниях или миражах будущего, а здесь и сейчас и всё делать для того, чтобы это настоящее стало лучше. В этом значительную роль поэт отводил интеллигенции, в возможности которой он верил: «Есть русская интеллигенция. Вы думали – нет? Есть. Не масса индифферентная, а совесть страны и честь».

«Я тебя никогда не забуду…»

Наверно, немного найдётся тех, кто бы не мечтал о вечной любви. Такая мечта вдохновила и поэта Вознесенского на создание в 1970 г. поэмы «Авось», основанной на реальных событиях, произошедших с русским дипломатом и мореплавателем графом Николаем Резановым. В 1806 г. граф по поручению императора Александра I отправился в экспедицию, состоящую из двух кораблей – «Юнона» и «Авось», устанавливать дипломатические отношения с Калифорнией. В городе Сан-Франциско он полюбил дочь коменданта города Кончиту. Любовь была взаимной, и влюблённые, получив разрешение отца девушки, обручились.

Но, чтобы жениться на католичке, Николай Резанов должен был получить разрешение русского царя. Он и отправился в долгий обратный путь в Россию, пообещав любимой через два года вернуться. К несчастью, в пути граф простудился и умер от воспаления лёгких. Кончита же верно ждала его, каждый день приходя на морское побережье и пристально вглядываясь в туманную даль. И только спустя 35 лет ей сообщили достоверные сведения о смерти графа Резанова. Кончита дала обет молчания и навсегда ушла в монастырь.

Эта история увлекла композитора Алексея Рыбникова, и вместе с Андреем Вознесенским он создал по поэме рок-оперу «Юнона» и «Авось», первое представление которой состоялось в 1981 г. В последующие годы рок-опера выдержала тысячи постановок в различных театрах нашей страны и других стран. А романс «Я тебя никогда не забуду» из этой оперы считается образцом любовного жанра и до сих пор исполняется многими певцами.

Но и у самого Андрея Вознесенского случилась реальная вечная любовь.

Сам он об этом говорил так: «Я влюблялся в разных женщин, но Зоя – это самое главное, это моя жизнь». Когда он встретил Зою Богуславскую, писательницу, литературного критика, искусствоведа, то сразу понял, что это та женщина, о которой он мечтал всю жизнь. В 1964 г. они поженились и прожили вместе 46 лет. Зоя стала его озарением, спасением, первым читателем, лучшим другом. Отношения их были не просто самым ярким романом в литературном мире, но и примером необыкновенной любви и преданности, что помогало им преодолевать тяжелейшие жизненные испытания.

Последние 15 лет своей жизни поэт тяжело болел неизлечимой болезнью, но в те короткие периоды, когда болезнь отпускала, он продолжал писать и выступать с чтением своих произведений. 1 июня 2010 г. на 78-м году жизни Андрей Андреевич Вознесенский скончался на руках своей жены у себя дома, в посёлке Переделкино. А Зое Борисовне Богуславской в этом году исполнилось 99 лет (род.в 1924 г.), в трудные для себя минуты она слушает любимый романс «Я тебя никогда не забуду», посвящённый ей когда-то мужем.

Знаете ли вы, что…

В начале 60-х годов прошлого столетия выступления Андрея Вознесенского с чтением собственных стихов собирали ревущие восторгом стадионы и переполненные залы Политехнического музея и МГУ. Его верным «конвоем» была конная милиция, сдерживающая толпы поклонников. «Он умел со словами обращаться как-то по-своему, как никто другой: как будто свинчивал, взбивал слова, которые становились то угловатыми, то обжигающими, то ласковыми, несущими то надежду, то отрицание», – вспоминал Марк Захаров, режиссёр театра «Ленком».

Евгений Евтушенко, активный участник вечеров поэтов-шестидесятников, писал: «Искромётный, необычный, не укладывавшийся ни в какие рамки, Вознесенский нёс с собой, в своих стихах и потрясающих выступлениях, свободу. Ту, которую ждали тогда, но далеко не все могли это выразить».

По свидетельству очевидцев, строчками стихов Андрея Вознесенского молодёжь здоровалась и прощалась, объяснялась в любви и выражала надежду на счастье. Поистине прав поэт, написавший: «Шестидесятые – эпоха Вдохновения – свободных душ космический полёт!»

Источники:

  •  Вознесенский А. А. Стихотворения и поэмы, в 2-х т. СПб, 2015 г.
  •  Гринёва И. Когда потребует поэта. Вознесенский А.А. М., 2011 г.