При слове «радио» я, корреспондент газеты «Приазовские степи»,  могу только представить себе, как включаю любимую радиоволну на приёмнике в машине. Однако мы встречаемся с изобретением великого Попова  на каждом шагу: мобильная связь, телевидение, вайфай и многое другое – всё, что связано с передачей сигнала, невозможно представить без радио.

 «Сегодня профессиональные радисты в море являются помощниками капитана по радиоэлектронике»,

– говорит Михаил Маух, заведующий отделением морских специальностей Ейского рыбопромышленного техникума.

Михаил Сергеевич встретил меня в музее отделения, где представлена радиотехника от довоенного периода до 90-х годов прошлого века. Особое впечатление производит пульт управления радиста-оператора типа «Дюна», устанавливаемый на судах морского класса, который занимает практически целую комнату средней жилой квартиры.

«Но сейчас это просто музейный экспонат, сегодняшних специалистов мы готовим на компьютерном тренажёрном оборудовании».

– комментирует Михаил Маух, в прошлом сам выпускник ЕМРПТ

В тренажёрном классе нас встречает инструктор Юрий Иванов. Юрий Гаврилович в далёком 1974 г. окончил радиотехническое отделение ейского техникума.

Более 30 лет его жизнь была связана с любимой профессией и морем: начальник радиостанции на рыбопромысловых судах, после 1991 г. остался в той же должности, но название специальности поменялось на «помощник капитана по радиоэлектронике».

«А в 60 лет переучился на радиомеханика, – смеётся морской волк, – и снова в строй».

Сегодня Юрий Иванов даёт курсантам не только азы профессии, но и рассказывает, как все знания можно применить на практике. Для меня преподаватели тут же устраивают демонстрацию работы оборудования. В течение нескольких мгновений передатчик устанавливает связь с выбранной станцией в Греции. На экране вся информация по-английски. На мой вопрошающий взгляд сразу ответ: «А как вы хотели? Без знания языка никуда: вся профессиональная литература на английском языке!» Увы, до последнего времени практически весь российский флот был оснащён импортным радиоэлектронным оборудованием. Сегодня в условиях санкций сократились поставки запасных  частей, и российская промышленность в рамках импортозамещения начала процесс переоснащения техническими средствами собственного производства.

Специалисты-радиотехники востребованы на флоте как никогда, причём их труд высоко оплачивается. Подобным специальностям в России на базе среднего образования кроме нас обучают ещё в четырёх колледжах. Поэтому узконаправленные профессиональные кад­ры ждут и на промысловых судах, и на исследовательских, и на пассажирских, и даже на нефтедобывающих платформах. Проблема и в том, что нынешние профессионалы уходят на пенсию, и молодой персонал как никогда нужен флоту. Тем более, что выпускники могут устроиться и на береговые радиостанции глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности.

Открытием для меня стало то, что морзянка – главный, на мой взгляд, язык радистов, сегодня осталась исключительно на военном флоте. А раньше тире-точкой владел каждый специалист, в том числе и женщины, работающие в береговых центрах связи. Им, например, Юрий Гаврилович мог в конце сообщения отбить «88», что на языке азбуки Морзе обозначает «целую». А с мужчинами-коллегами можно было обменяться шифром «73» – «наилучших пожеланий». Так что всем причастным к радио мы накануне праздника отстукиваем «73».