С октября 1940 г. по март 1990 г. было избрано 20 созывов городского Совета. Согласно Конституциям СССР, выборы проводились на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием на безальтернативной основе.

При подборе кандидатов в депутатский корпус устойчиво соблюдалось процентное соотношение членов партии и ВЛКСМ, и беспартийных, мужчин и женщин, рабочих и служащих. Учитывался и возрастной состав.  Списки кандидатов в депутаты согласовывались партийными органами, лишь после этого происходило их выдвижение трудовыми коллективами. Никакой альтернативы, впрочем, как и несанкционированной инициативы по выдвижению кандидатов, не могло быть. Фактически местный орган самоуправления создавался партийным органом и лишь юридически оформлялся путем выборов, которые проходили «в обстановке высокого патриотического подъема и активности». Как правило «кандидаты блока коммунистов и беспартийных» избирались подавляющим большинством голосов.

Депутаты местного Совета избирались на срок в 2 года. Начиная с 6 созыва, 1957 г.,  выборы проводились в первой половине марта нечетного года.

Численный состав городского депутатского корпуса колебался от 150 до 250 депутатов. Резкий скачок в численности депутатского корпуса происходит в конце 1950-х годов. Количество депутатов возрастает с 151 (5-й созыв 1955-1957 г.г.) до 182 в 7 созыве (1959-1961 г.г.) и 198 в 8 созыве (1961-1963 г.г.). В последующие годы количество депутатов неуклонно возрастает, достигая своего максимума (249 человек) в 13 созыве (1971-1973 годы).

Увеличение депутатского корпуса в конце 1950-х годов можно объяснить общей политикой «хрущевской оттепели», направленной на либерализацию режима. При этом снизилось количество депутатов-руководителей предприятий и организаций. Если в 7 созыве они составляли 23% депутатов, то 8 созыве (1961-1963 г.г.) лишь 18,7%. Сокращается и количество партийных и комсомольских работников – депутатов горсовета с 6 до 4,5% (в 8 созыве) и 2,9% (в 9 созыве 1963-1965 г.г.). В то же время увеличивается число депутатов – рабочих с 26,9% в 7 созыве до 44,2% процентов в 9 созыве. Либерализация общества проявляется и в увеличении показателя сменяемости депутатского корпуса (т.е. процентного соотношения вновь избранных депутатов ко всему составу Совета) с 45,7% в 1955-1957 г.г. до 70,2% в 1963-1965 г.г.

В последующие годы, принятые в последнее время называть «периодом застоя», качественный состав депутатского корпуса меняется за счет увеличения количества депутатов – партийных, комсомольских, советских работников, уменьшения депутатов, представителей интеллигенции, рабочих и служащих. Так состав горсовета 13 созыва (1971-1973 г.г.) выглядел следующим образом:

Всего депутатов – 249 из них:

  • Руководителей предприятий и организаций – 47 (18,8%);
  • Руководителей среднего звена — 16 (6,4%);
  • Работников аппарата Совета –21 (8,4%);
  • Руководящих партийных и комсомольских работников – 12 (4,8%);
  • Представителей интеллигенции (врачей, учителей, работников культуры) – 12 (4,8%);
  • Рабочих промышленных предприятий – 112 (44,9%);
  • Служащих – 7 (2,8%);
  • Работников сельского хозяйства – 7 (2,8%);
  • Неработающих пенсионеров – 1 (0,4%);
  • Военнослужащих – 13 (5,2%).

Решение основных вопросов местного самоуправления начали доверять и молодежи. Впервые в этом созыве в состав городского Совета был избран учащийся морского рыбопромышленного техникума 26-летний Юрий Кайдалов. Всего же депутатов в возрасте до 30 лет в этом созыве Ейского городского Совета депутатов трудящихся было избрано 69 (27,7%). 46,5% депутатов – женщины. По партийному составу депутатский корпус делился следующим образом: 30% из числа депутатов – беспартийные, 21,3% — комсомольцы, 48,7% — члены КПСС. В составе Совета были представлены граждане 7 национальностей. В составе депутатского корпуса были 2 Героя Советского Союза (И.И.Игнатенко и П.А.Галкин), 3 депутата – Заслуженные врачи РСФСР, 128 депутатов до избрания были награждены орденами и медалями СССР. Эти тенденции, отражавшие государственную политику, сохраняются на протяжении всего периода.

Депутаты решали вопросы хозяйственного и социально-культурного строительства, организовывали проведение в жизнь решений Совета, участвовали в контроле за деятельностью муниципальных органов, предприятий, учреждений и организаций. Осуществление депутатских полномочий проходило на безвозмездной основе. Обязательными были отчеты депутатов перед избирателями 2 раза в год, прием граждан.

Постоянные комиссии рассматривали основные вопросы, отнесенные к ее компетенции, готовили и выносили вопросы на сессию Совета. Первый секретарь горкома партии избирался депутатом Совета, а председатель горисполкома был членом бюро горкома партии. Нередко второй секретарь горкома партии становился председателем горисполкома.

Еще одной характерной чертой местного самоуправления того периода было соединение представительной и исполнительной власти. Депутатами были не только председатель, заместитель и секретарь исполкома, но и заведующие основными отделами и управлениями исполкома. Эта тенденция наращивалась в «период застоя». В 1971 году в состав Совета 13 созыва были избраны заведующие 11 отделами горисполкома из 15. К концу 1980-х годов практически все руководители отраслевых отделов исполнительной власти были депутатами.

До 4 созыва сессии проходили в среднем 11 раз в год. Начиная с 1955 года, городской Совет собирался на сессии в среднем 11-14 раз за весь созыв. Сессии (за исключением внеочередных) проходили 1 раз в 2 месяца. На внеочередных сессиях рассматривались в основном организационные вопросы.

В начале 1960-х годов деятельность городского Совета стала более «прозрачна» для избирателей. Если ранее публиковались в основном краткие отчеты и информации о сессиях, то, начиная с 8-го созыва (1961 год), подробные отчеты с текстами выступлений стали регулярно публиковаться на страницах газет.

Уже с 10 созыва вопросы исполнения наказов ставятся на рассмотрение сессий Совета. Из 35 наказов депутатам 13 созыва были исполнены 32.

Помимо организационных вопросов, на сессиях регулярно рассматривались отчеты о работе исполкома (не реже 1 раза в год), утверждались отчеты о социально-экономическом развитии города, принимался план социально-экономического развития и бюджет города на очередной год. Как правило, на январской сессии городского Совета.

Ежегодно рассматривались вопросы:

  • итоги учебного года и подготовка школ к новому
  • развитие городского хозяйства,
  • бытовое и торговое обслуживание населения,
  • медицинское обслуживание
  • развитием физкультуры и спорта, учреждений культуры
  • благоустройство и санитарное состояния города
  • подготовке к курортному сезону.
  • Особенно часто эти вопросы поднимались в 1965 г.

В августе 1949 г. рассматривался вопрос о борьбе с мухами, а в октябре 1954 года – о ходе социалистического соревнования по снабжению трудящихся картофелем.

В 1967 г. — улучшение труда и быта трудящихся, в связи с переходом на 5-дневную рабочую неделю.

В 1969 и 1970 г. — встреча 100-летия со дня рождения В.И. Ленина.

Исполнительным органом местного Совета был городской исполнительный комитет, избираемый на 1 сессии Совета нового созыва. Он состоял из председателя, его заместителей, секретаря и 5-15 членов исполкома.

Горисполком объединял и представительную и исполнительную власть. Он был подотчетен избравшему его Совету и вышестоящему крайисполкому и краевому Совету.

Горисполком осуществлял деятельность по:

  • организационному обеспечению деятельности Совета (подготавливались и созывались сессии, организовывалось исполнение решений и т.д.)
  • обеспечению выполнения функций Советов по руководству хозяйственным и социально-культурным строительством
  • подготовке городского плана и бюджета, плана мероприятий по исполнению наказов избирателей, назначение и освобождение от должности руководителей, относящихся к номенклатуре местного Совета, осуществление мероприятий по подготовке и проведению выборов.

Для руководства предприятиями, учреждениями и организациями, подведомственными городскому Совету, создавались отделы и управления. Свою работу они осуществляли во исполнении решений горсовета, актов вышестоящих органов государственной власти и управления.

Действовал «принцип двойного подчинения»: с одной стороны отраслевые отделы и управления были подотчетны и подконтрольны Совету и исполкому, которыми они были образованы, с другой стороны – являлись территориальными органами вышестоящих отраслевых управлений и министерств. При этом назначенный горисполкомом руководитель отраслевого отдела утверждался на коллегии соответствующего краевого управления.

Председатели Ейского горисполкома 1944-1990 г.г.
1944-1950Я.Р.Свердлов
1951-1955Г.В.Михейко
1955- март 1961А.П.Планкевич
Март – май 1961В.И.Самсонов
Май – июнь 1962Ф.И.Колосов
Май 1962 – октябрь 1968Н.Н.Михайловский
1968 — 1974К.З.Коков
1974 —  март 1985В.Ф.Печеник
Март 1985 – февраль 1986В.И.Балала
Февраль 1986 – ноябрь1986В.И.Марков
Ноябрь 1986 – декабрь 1989Л.П.Бахаев
Декабрь 1989 – октябрь 1991П.М.Подставка
При подготовке статьи использованы документы и материалы фондов МБУК ЕГП ЕР «Ейский историко-краеведческий музей имени В.В.Самсонова».
А.Ф. Иванов, заслуженный работник культуры Кубани