Не дышите над мечтой

Есть люди, для которых это призыв к действию

Татьяна КУРИЛЕНКО

Тема экономического развития Ейского района не покидает список наиболее обсуждаемых уже много лет. И вот, наконец, разработан документ, в котором обозначены все возможные направления социально-экономического развития нашей территории.

В создании программы участвовали: актив ОНФ, специалисты министерства экономики края, департамента инвестиций и развития МСП, Ейской торгово-промышленной палаты, предприниматели города и района. Как отметил в нашей личной беседе член регионального штаба ОНФ в Краснодарском крае Валерий Черненко, программа создавалась на основе реальных данных, которые скрупулёзно собирались и обрабатывались более 10 лет. В основу окончательной версии программы легли тезисы послания Президента Федеральному Собранию, где лидер страны обозначил, что экономика России складывается из экономики регионов и муниципалитетов. Цели программы абсолютно созвучны словам президента: увеличение бюджета, доходов населения, количества рабочих мест.

Какие точки роста в перспективе могут дать серьёзный толчок развитию Ейского района и достичь поставленных программой целей, Валерий Черненко рассказал на её презентации в администрации муниципалитета. Прошло мероприятие под председательством главы района Романа Буб­лика. Участие в нём приняли глава города Дмитрий Кияшко, председатели советов депутатов района и города, также заместители главы района, руководители управлений и отделов администраций города и района, эксперты ОНФ, представители бизнеса.

Тематически презентация была разделена на 6 пунктов: точки роста, возможности экономического развития, социальная инфраструктура и её влияние на экономическое развитие, инфраструктура, берегозащита, источники финансирования.

Курорт

Красивое словосочетание «точка роста» активно используется в бизнес-кругах, подразумевая сферу, которая способна дать серьёзную прибыль. Но при грамотном подходе и правильно рассчитанной силе «нажатия». Такие точки есть, конечно же, и в нашем районе, и, по мнению авторов программы, это кластер «Коса Долгая» (ст-ца Должанская, сама коса, автомобильная дорога Ейск, от ул. Коммунистической по ул. Щорса до ст-цы Должанской), транспортная инфраструктура (морской порт, железнодорожный вокзал, аэропорт), ресурс курортного потенциала (лечебные грязи, климат, морские купания, ракушечно-песчаные пляжи, оздоровление), земли сельхозназначения, земельные участки, находящиеся в муниципальной, государственной и частной собственности как инвестиционный потенциал, реновация ветхого жилья.

Например, на дороге от Ейска до ст-цы Должанской авторы проекта предлагают обратить внимание на создание современной придорожной инфраструктуры.

Экономическая деятельность на косе Долгой соответствует нормам двадцатилетней давности и складывается в основном от взимания арендаторами платы за огороженные территории с установленными на них навесами. Развлечений нет, сервис отсутствует, к услугам отдыхающих море, солнце и ракушечник. Такой пляж можно назвать скорее диким, и определённой категории отдыхающих это нравится. «Но если мы хотим получать экономическую выгоду от самого мощного ресурса района, в него необходимо вкладываться, его нужно развивать. И это известная истина», – отметил Валерий Черненко. И программа как раз подразумевает развитие клас­тера с прицелом на создание единой курортной территории с учётом её природных данных, экологических особенностей и транспортной доступности. В программе уже отражён проект планировки и межевания курортной территории площадью 364,3 га в границах ст-цы Должанской. В нём выделены зоны санаторно-курортного комплекса, инженерной и транспортной инфраструктуры, детских оздоровительных лагерей, баз отдыха, кемпингов.

Экономический эффект от развития кластера эксперты ОНФ оценивают как очень высокий. По их подсчётам в крае дополнительно появится 31 тыс. рабочих мест, налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят 1,6 млрд руб.

Транспорт

Успешное развитие любой курортной территории невозможно без подстроенной под нужды отдыхающих транспортной логистики. И это далеко не про банальный ремонт дорог. Сегодня добраться до Ейска можно по двухполосной автомобильной дороге, а также железнодорожным путём исключительно в летнее время. Возможности железнодорожных перевозок авторы проекта предлагают усилить при помощи рельсового автобуса нового поколения. Как правило, такие перевозки субсидируются из вышестоящих бюджетов. И в случае поддержки краевых властей Ейск вполне может стать круглогодичным курортом.

Авторы проекта же предлагают разнообразить варианты ещё морским и воздушным путями. Хорошим решением согласно расчётам, представленным в программе, станет паром Ейск-Мариуполь. И не только для пассажироперевозок. Местоположение Ейска очень удачно для организации на его прибрежной территории складов для хранения грузов, которые необходимы для восстановления пострадавших присоединённых территорий. А после завершения специальной военной операции на Украине следует вновь рассмотреть возможность открытия в городе пассажирского аэропорта. И как отметил Валерий Черненко, предварительные договорённости с одним из авиаперевозчиков уже есть.

Успешное решение вопроса транспортной доступности – это увеличение пассажиропотока в разы. А следовательно, и реальный шанс на развитие санаторного кластера. А это уже не только отдыхающие, но и туристы, заинтересованные в оздоровлении, и инвестиционная привлекательность как территории для строительства ведомственных санаториев. Территория, обладающая такими уникальными природными ресурсами как лечебные грязи, йодобромная вода и ракушечные пляжи протяжённостью 60 км, должна процветать.

Реновация и коммуникации

Что же касается облика города, то здесь авторы проекта предлагают радикальный подход. Всё, кроме исторического центра города, подвергнуть реновации, взяв за пример московский опыт. Ренова́ция – это процесс улучшения, реконструкции или реставрации без разрушения целостности структуры. Попросту говоря, исходя из того же московского опыта, это снос старого и строительство нового жилья за счёт государства, но по результатам опроса жителей. И не будем скрывать, в Ейске есть не просто дома, а целые кварталы, которые буквально кричат о реновации. Насколько успешно зарекомендовавший себя в столице проект возможен для реализации в Ейске, покажет только время. Но, бесспорно реализация данной части программы опять же увеличит инвестиционный потенциал города и в перспективе привлечёт сетевиков из сферы гостиничного бизнеса.

А пока для ейчан на повестке дня горящими остаются вопросы водо- и энергоснабжения. Кстати, без капитального ремонта данных инфраструктурных объектов говорить о реновации вообще не стоит.

Авторы проекта считают, что развитие инфраструктуры следует осуществлять по следующим направлениям: увеличение входящих электрических мощностей, окончание строительства второй ветки ейского группового водопровода МВ-2, реконструкция внутренних водопроводных, канализационных и ливневых сетей, очистных сооружений, возможность строительства газотурбинной станции на косе Долгой. Как отметил Валерий Владимирович, для реализации данных задач необходимо разработать дорожную карту и войти в программы и проекты ПАО «Россети Кубань» и АО «НЭСК».

Бизнес

Обсуждали участники встречи и другие пункты программы социально-экономического развития района. Такие как берегозащита, возможности агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. Но особенно хотелось бы остановиться на пункте о создании условий для предпринимателей. Валерий Владимирович уверен, что те, кто строит бизнес в нашем районе, имеют право на гарантии безопасности, льготное получение технических условий для подключения коммуникаций, льготные налогообложение и кредитование, возможность заключения комплексного контракта. Насколько это реально в текущих экономических условиях и даже через 5 лет, будет понятно в процессе реализации программы. По итогам встречи её участники выступили за создание рабочей группы. Свои предложения и пожелания смогут также внести и жители. Сделать это можно будет на специально созданном сайте, и позже мы обязательно сообщим читателям его адрес.