«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина», – писал Константин Паустовский.

Михаил Михайлович Пришвин признавался:

«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Именно для людей он открыл природу как мир изящной и светлой поэзии. Природа, по Пришвину, требует «зоркого взгляда, той зоркости, что в каждой малости открывает интересное, что под прискучившим покровом окружающих явлений видит глубокое содержание».

Такой зоркий взгляд и был у писателя: каждая его книга – это бесконечная радость постоянных открытий, это чудесное описание чувств человека, необычайно тонко воспринимающего красоту окружающего мира.

Вот, например, в небольшом рассказе «Весна света» мы читаем: «…В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное время, названное мною «весной света», когда первый воробей запоёт по-своему в стенной печурке, жёлоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает, и поперёк тротуара побежит первый маленький ручей…

Весна начинается прибавкою света, когда в народе говорят, что будто бы медведь переваливается в берлоге с боку на бок; тогда солнце повёртывается на лето, и хотя зима – на мороз, всё-таки цыган тулуп продаёт… Январь, февраль, начало марта – это всё весна света… Это моё счастье – радоваться солнцу так сильно… Да, никогда новая весна не бывает, как старая, и оттого так хорошо становится жить – с волнением, с ожиданием чего-то нового в этом году».

Сколько в данном описании радости и оптимизма! И такие чувства пронизывают почти все произведения Пришвина. В настроении писателя, как и у героев его рассказов, нет ни лета, ни зимы, у него всегда весна света. Где же находятся истоки оптимизма писателя?

«Иду вперёд силой веры своей в лучшее…»

Вся жизнь Михаила Пришвина – это яркий пример того, как человек, благодаря своему самостоятельному и решительному характеру, всегда может найти выход из трудных жизненных обстоятельств. Об этом свидетельствуют факты жизни писателя. Он родился 4 февраля (по старому стилю 23 января) 1873 года в селе Хрущёво-Лёвшино Елецкого уезда Орловской губернии в купеческой семье. Жилось семье трудно. Отец семейства, будучи заядлым игроком, проиграл на скачках и свой конезавод, и родовое имение, и все сбережения семьи. Сам же, разбитый параличом, вскоре умер, оставив семью без средств к существованию. Мать, на руках которой осталось пятеро детей, сумела как-то и дела поправить, и всем детям дать достойное образование.

Михаилу в год смерти отца было 7 лет. О том, как он учился, любопытны такие факты. В одной гимназии с ним учился и окончил её годом раньше будущий великий писатель, лауреат Нобелевской премии Иван Бунин. Учителем географии юного Пришвина был тогда ещё мало кому известный будущий русский философ Василий Васильевич Розанов. Он же исключил 15-летнего Михаила из гимназии с «волчьим билетом» за то, что тот пытался дерзко опротестовать плохую оценку.

Но спустя несколько лет Пришвин сдал экстерном экзамен за полный курс классической гимназии и, самостоятельно подготовившись, поступил в Рижское политехническое училище. Однако вскоре за революционную деятельность там же, в Риге, попадает на год в тюрьму. После освобождения (без права дальнейшей учёбы в России), благодаря хлопотам матери, ему разрешили уехать в Германию. Михаил поступает в Лейпцигский университет, по окончании которого получает специальность агронома.

Затем была поездка в Париж, где Пришвин пережил историю неразделённой любви к русской студентке Сорбонны Варваре Измалковой, после чего с незаживающей душевной раной он навсегда вернулся в Россию. Но, оставаясь в любой трудной ситуации оптимистом, он и свою первую безответную любовь стал воспринимать как подарок судьбы, который побудил его стать писателем. В дневнике он записал: «Благодаря Недоступной, я стал писателем, поверяя бумаге муки своей души и чувствуя при этом облегчение…».

Всю жизнь Пришвин вёл дневник, который вобрал в себя всё, что он пережил на своей Родине: революцию и войны, писательство при царе и большевиках, богоискательство интеллигенции начала века и разрушительный атеизм преобразователей природы, трудности в семейной жизни и бесконечные путешествия по России, которую он исходил пешком вдоль и поперёк. Только неиссякаемый его оптимизм и созданный им в душе храм природы помогали Пришвину преодолевать все тяготы жизни. Он пишет в дневнике: «Иду вперёд силой веры своей в лучшее, а путь расчищаю сомнением».

В 1940 году, когда ему было уже 67 лет, произошла его встреча с чудесной женщиной, о чём он записал в дневнике: «Это она! Та, которую я так долго ждал». Это была 41-летняя Валерия Дмитриевна Лебедева, пришедшая к писателю по его приглашению работать секретарём и ставшая впоследствии его единомышленницей и сподвижницей. Позже в дневнике он запишет: «Когда люди живут в любви, то не замечают наступления старости…». Их счастливая семейная жизнь продлилась четырнадцать лет, вплоть до смерти Пришвина (он умер от рака 16 января 1954 года).

После смерти писателя Валерия Дмитриевна посвятила свою жизнь увековечению его памяти: написала о нём несколько книг, возглавляла «Музей Пришвина», сохранила и издала его 18-томный «Дневник», который Михаил Михайлович считал главной своей книгой и о котором говорил: «За каждую строчку моего «Дневника» – десять лет расстрела».

 «Слова у Пришвина цветут, сверкают…»

«Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это – настоящее колдовство!» Из дальнейшего разговора выяснялось, что под этими словами люди понимали трудно объяснимое, но явное, присущее только Пришвину, очарование его прозы», – так писал о мастерстве писателя исследователь его творчества Константин Паустовский. И приводил такие сравнения: «Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно течению звёзд».

Всё созданное Пришвиным: и первые его рассказы – «Сашок», «В краю непуганых птиц», «Колобок», и последующие – «Календарь природы», «Кладовая солнца», другие многочисленные его творения, и, наконец, «тончайший, как бы сотканный из утреннего света, ключевой воды и тихо говорящих листьев, «Женьшень», – всё это искрится волшебной красотой дара слова писателя и полно любовью к человеку.

 Максим Горький призывал писателей учиться у Пришвина русскому языку, так как «язык Пришвина точен, прост и вместе с тем очень живописен в своей разговорности. Он многоцветен и тонок». А известный писатель Василий Песков, говорил о Пришвине: «Этот человек открыл для нас мир, который начинается за околицей. Он провёл нас лесными дорожками и чащами, научил слушать капель и скрип старых дерев, шорохи листьев и плеск рыбы… Этот человек заставил нас пристально ко всему приглядеться, глубже понять красоту всего, что видит человеческий глаз в природе».

И как бы в подтверждение этих слов мы читаем в дневнике Пришвина его восхищение удивительным явлением на реке, которое он назвал «Бал лилий»: «Белые лилии раскинули широко свои лепестки и, как дамы в кринолинах, танцевали на волнах с кавалерами в жёлтом под музыку быстро текущей реки: волны под ними переливались на солнце так же, как музыка».

Знаете ли вы, что…

Михаил Михайлович Пришвин оставил молодому поколению духовное завещание и верил, что каждый, кто любит Родину и родную природу, примет его сердцем к действию. Он писал: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух. Зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»

Писатель был убеждён: «Быть русским, любить Россию – это духовное состояние». Умирая в январе, он верил, что «утром звёздная пороша ослепительно засияет в лучах солнца и наступит настоящая весна света!».

Источники:

  • Паустовский К.Г. Золотая роза. Михаил Пришвин. АСТ, М., 2017.
  • Песков В.М. Туманные острова. ПСС, т. 4. «КП», М., 2014.
  • Пришвин М.М. Малое собрание сочинений. «Азбука», М., 2022.