Равнина с давно засохшей травой на твёрдой, как камень, почве простирается до горизонта. Ледяные ночи и пронизывающий, сбивающий с ног ветер «ибэ», как называют его сами казахи. Сюда, в голую степь Казахстана депортировали в 1935-1936 гг. тысячи осевших в Поволжье немцев. Среди них была семья Альмы Фалиной (в девичестве Беккер).

«Меня зовут Альма Ивановна! – протягивает мне руку бод­рая ухоженная дама. – А как вас по отчеству?» Несмотря на то, что я младше своей собеседницы чуть ли не в два раза, она не представляет, что к человеку можно обратиться иначе, чем на «вы» и по имени-отчеству.

«В советское время мне не раз предлагали изменить в паспорте имя и национальность. Но я уверена, что человек добивается уважения и признания не по национальному признаку, а поступками!»

говорит Альма Ивановна

Отец-кулак

Предки этой удивительно сильной духом женщины поселились в России по приглашению Екатерины II. Трудолюбие, семейственность, ответственность – незыблемые ценности, на которые опирались жители немецких общин. И преданность новой Родине. Уже в Первую мировую войну повол­жские немцы собирали средства для помощи русской армии в войне с Германией. Однако это не помогло им в общей неприязни русских к выходцам из страны-агрессора. А в 30-х гг. прошлого века негатив перерос в страх «пятой колонны», в которую по национальному признаку попали не только немцы, но и греки, ингуши, татары, чеченцы.

«Семья отца занималась сельским хозяйством. Во время уборки урожая папа иногда нанимал в помощь двух-трёх человек. Этого оказалось достаточно, чтобы повесить на него ярлык «кулак» и выслать в Казахстан. Мама была из бедной семьи, и ей разрешили остаться, но она предпочла отправиться вместе с отцом, свёкрами и сёстрами папы».

рассказывает Альма Ивановна.

Переселенцев на севере Казахстана никто не ждал. Зима в тех краях длится по 6 месяцев. Именно в такое время людей просто «выбросили» в степь. Чтобы как-то выжить, немцы начали копать в промёрзшей песчаной почве ямы-бараки. Так начиналось обустройство немецкой деревни на семи ветрах.

«Бабушка с дедушкой не пережили даже первую зиму. Мама рассказывала, что они не смогли перенести жестоких морозов и голода. Но причиной смерти в справках записали туберкулёз».

– делится историей семьи Альма Ивановна.

Умирали и сёстры с братьями родившейся уже в Казахстане маленькой Альмы.

«У мамы была старая немецкая книга, на форзаце которой она записывала имена и даты смерти своих детей…»

Из семерых детей в живых осталось только двое.

Степные кочевники лишь добавляли испытаний переселенцам – ведь немцы стали людьми «второго сорта».

 «Однажды папа собрал в узел более-менее приличную одежду, кое-какие ценности и пошёл в ближайший город в надежде обменять вещи на еду, – вспоминает Альма Ивановна ещё одну семейную историю. – По дороге его встретил казах-кочевник на коне. Огрев отца хлыстом по лицу, он забрал нехитрый папин скарб и умчался в степь. Мама долго не могла забыть, как плакал от горя и бессилия мой отец».

Около 950 тысяч немцев депортировали в годы войны в Коми, на Урал, в Казахстан, Сибирь и на Алтай.

Заслуженный врач

Очень скоро бараки в степи превратились в небольшие уютные домики, где жили по несколько семей немцев. К 1940 г. в степях Казахстана появились колхозы. Между собой переселенцы общались на родном языке, хотя им это запрещали.

Когда началась Великая Отечественная война, на фронт никого не брали. Отец Альмы был призван в трудовую армию, а оттуда, по доносу в политической неблагонадёжности, попал на 15 лет в лагерь. Детей поднимала мать.

«Сколько себя помню, мама всегда работала. Сначала шла в колхоз, а вечерами сидела за швейной машинкой. А как она готовила! Могу сказать, что её талант швеи и хозяйки переняли мои дочери».

продолжает рассказ Альма Ивановна,

Но до появления детей Альмы – Ольги и Елены – было ещё далеко. Даже после окончания ВОВ немцам было запрещено возвращаться на прежние территории.

Альма получит медицинское образование в Семипалатинске и по направлению попадёт в Урджар – село практически на границе с Китаем. Там девушка зарекомендует себя отличным специалистом, совмещая ставки педиатра и патологоанатома. Не раз врач будет повышать квалификацию, выбрав делом всей своей жизни именно медицину. И никогда ей не будет мешать нацио­нальность.

Другая жизнь

Со временем уже мужа Альмы – Анатолия, пригласят на работу в Смоленск. Так случится очередное, но не последнее переселение семьи. Это будут уже 80-е гг. прошлого века, за которыми придут годы дефицита, талонов и бандитов. Тогда же власти Германии решат восстановить справедливость, пригласив вернуться на историческую Родину всех немцев.

Покинут Россию родственники Альмы Ивановны. Она же будет неизменно отвечать: «Мне и здесь хорошо». Однако муж уговорит жену съездить в Европу «просто посмотреть». И он же в итоге убедит супругу переехать в Германию на ПМЖ: покорит мужчину ассортимент в магазинах, чистота и немецкий порядок, близость русскоговорящих родственников, живущих общиной теперь уже русских немцев.

Пенсию Альма Ивановна встретила в Германии. Семье выделили квартиру, со временем супруги приобрели дачу, где женщина выращивала рос­кошные тюльпаны, лилии и розы, ароматные груши.

Прошли годы, ушёл из жизни муж, взрослые дочери обзавелись своими семьями, и Альма Ивановна почувствовала себя одиноко. К тому времени младшая дочь с мужем и детьми приняли решение переехать жить в Россию, в Ейск. Когда встал выбор, где остаться жить – в Европе или здесь, Альма Фалина, после 25 лет жизни за рубежом, приняла решение вернуться в страну, ставшую ей настоящей Родиной. «По иронии судьбы, теперь обилие на прилавках магазинов ейских супермаркетов поражает уже мою старшую дочь, которая приезжает сюда в гости из Германии», – смеётся сегодняшняя ейчанка.

…На одном из семейных торжеств прошлого года ведущая вечера попросила гостей сказать, что было самым запоминающимся и радостным в 2022 году. Не задумываясь, Альма Ивановна ответила: «Я вернулась в Россию». Удивительно, что, несмотря на все испытания, которые претерпела семья женщины, она ни разу не посетовала ни на власть, ни на строй. «А причём здесь страна? Это лишь обстоятельства, – убеждена женщина. – По пас­порту я немка, а в душе я всегда остаюсь русской».