И по предложению председателя Ейского районного совета ветеранов Владимира Киселёва зашёл в совет ветеранов города познакомиться с работой общественной организации.

В экстремальных условиях

В кабинете председателя Крымского совета ветеранов на видном месте висит карта дислокации советских войск на территории Афганистана. Заместитель главы района Юрий Ковров, подойдя к карте, показал Владимиру Киселёву и автору этих строк, над какими районами ему приходилось летать на Су-17 во время службы в 80-е годы. Аэродром располагался на юге Туркменской ССР вблизи города Мары. Юрий Георгиевич рассказал, в каких условиях приходилось выполнять поставленные командованием боевые задачи. Во время короткого рассказа он и председатель совета ветеранов города Крымска Николай Мирошников и узнали друг друга. Оказалось, они служили в одном полку, вместе летали на выполнение боевых задач. Правда, с того времени, как судьба разбросала их по разным гарнизонам, прошло почти 35 лет…

Юрий Ковров в полк, дислоцировавшийся в городе Мары, прибыл в августе 1986 года. На вооружении полка – самолёты Су-17м3.

– Полёты приходилось выполнять в довольно сложных условиях, – вспоминает Юрий Георгиевич. – Температура воздуха выше 40 градусов по Цельсию. При такой температуре корпус самолёта становился похож на раскалённую печь. Жара влияла на работу авиационной техники, вследствие чего случались нештатные ситуации. Но благодаря экстремальным условиям, выявлялись «узкие» места в её работе.

Во время полётов стало понятно, что  необходимо провести дополнительное бронирование двигателя и других важных агрегатов.   Душманы в борьбе с советской авиацией использовали «стингеры», которые им поставляли американцы. Чтобы защитить боевую машину от средств противовоздушной обороны, на самолёт установили дополнительные кассеты с инфракрасными ловушками. Они принимали удар ракеты на себя, а самолёт оставался невредимым.

О сбоях в работе сообщалось на завод-изготовитель, специалисты которого дорабатывали тот или иной механизм или агрегат. Таким образом, наша боевая техника совершенствовалась, повышалось её качество, надёжность. А лётчики оттачивали своё профессиональное мастерство: ведь летали в горах, где надо быть предельно внимательным. Поскольку малейшая оплошность могла привести к авиационной катастрофе.

Под небом Афганистана

Лётчики полка сопровождали автомобильные колонны, доставлявшие хозяйственные грузы, продукты питания, медикаменты и т.п. как в воинские части, так и для Респуб­лики Афганистан. Огневой мощью авиаполк поддерживал сухопутные войска, которые проводили операции по ликвидации бандформирований, наносили бомбовые удары по местам дислокации душманов.

За время службы в полку капитан Юрий Ковров совершил более 70 боевых вылетов. За выполнение заданий командования награждён двумя медалями «За боевые заслуги»…

Встреча однополчан была непродолжительной. Они вспомнили своих боевых товарищей, с которыми несли нелёгкую службу. К слову, некоторые из бывших однополчан живут в Ейске. А значит, есть повод встретиться. Ведь в мире нет ничего крепче дружбы, зародившейся в рядах Вооружённых сил…

Наша справка

Единого фронта с полевыми отрядами душманов в Афганистане не было. Существовало несколько крупных центров сопротивления ограниченному контингенту советских войск и правительственным войскам Республики Афганистан.

Один из них находился в Панджшерском ущелье. Здесь действовали отряды влиятельного полевого командира Ахмад Шах Масуда.

Против его воинских формирований за годы афганской войны было проведено девять крупномасштабных операций. Но очистить долину от душманов не удалось.