Уже завтра ребятня понесёт своим крёстным мамам и папам вечерю. И пусть сегодня далеко не все знают, какие слова нужно говорить в этой ситуации и что отвечать, большинство из нас продолжают эту добрую традицию: желают добра и счастья каждому дому в новом году.

Новый год, как рождение новой жизни

Первая звезда, загоревшаяся в сочельник на ночном небе, свидетельствовала о том, что родился Иисус Христос. И именно в этот вечер родные собирались за столом, чтобы отведать различные яства. Привечали гостей и обязательно — колядовщиков.

Щедрый вечер, добрый вечер,

Добрым людям на здоровье!

Можно вам пощедровать?

Щедровочка щедровала

До оконца припадала.

Что ты, тётка, напекла?

Неси нам до окна.

Смысл всех колядок и щедровок сводится к одному: гости многократно желают хозяевам достатка в доме, счастья, удачи, здоровья всем членам семьи и всем животным на подворье. В свою очередь хозяева одаривали колядовщиков пирогами, деньгами за их добрые слова. Хозяйка приговаривала: «Ждала вас весь вечер, пирогов напекла, что ж, колядуйте да щедруйте…». Действо имеет глубокий смысл, поскольку происходит в  Святочную неделю. Согласно верованиям наших предков с Рождества до Крещения нечисть выходила в мир людской повеселиться. Именно поэтому каждое слово, сказанное в этот период, могло стать пророческим. Люди в это верили и примечали: пожелает кто-нибудь зла соседу, а оно раз, и исполнится. Так что ряженых предпочитали встречать накрытым столом, хорошим настроением и добрым словом.

В последние годы в Ейске на вечерю чаще всего варят рис, разбавляя его узваром – компотом из сухофурктов. Многие местные хозяюшки обязательно добавляют груши-дички, придающие отвару необычайный аромат. Приходя в гости к родственникам, дети говорят: «Добрый вечер, святой вечер! Мамка и батько просили кутью передать». Что же касается угощения, это не просто вкусная каша. В первую очередь она является обрядовой пищей, которую нужно готовить из пророщенного зерна, символа зарождающейся новой жизни. И, приходя в гости к кумовьям, крёстным, бабушкам и дедушкам, нужно было обменяться едой: хозяева брали 3-4 ложки угощения и добавляли своё. Было принято в течение вечера навещать всех родственников и везде выполнять этот обряд. Такой обмен пищей символизировал обмен энергией, сплочённость рода, его общность.

На Васильев день не только Козу водили

Обряд вождения Козы, наиболее ярко представленный у белорусов, украинцев, поляков, успешно прижился и в нашем регионе. Его главная составляющая — песня «Где коза ходит, там жито родит».

На Кубани в канун старого Нового года (день святого Василия) «водят Меланку». В станицах утром ходят по знакомым, родственникам, щедруют и посевают пшеничными зёрнами, горохом, семечками, разбрасывая их по хозяйской хате на здоровье, счастье. Обычно, проговаривают различные пожелания. Одно из самых распространённых: «Сею, вею, посеваю — счастья, радости желаю».  Хозяева в ответ одаривают угощением, деньгами. Сегодня, когда традиции постепенно уходят в прошлое, многие старожилы считают хорошей приметой, если к ним в дом пришли посевальщики. Значит, в доме весь год будет достаток.

Среди персонажей ряженых, один из которых обязательно несёт Рождественскую звезду, больше всего известна Коза, как символ плодовитости. И мало кто знает, что раньше могли наряжаться в лошадь, волка, медведя, журавля. Обязательно были цыган и доктор. Когда эта разношёрстная компания приходила в дом, хозяева становились участниками действия, а не просто зрителями. В процессе представления Коза обязательно умирала — со своей смертью она уносила в прошлое все беды и горести. Её чудесным образом исцелял доктор, и все радовались рождению новой жизни.

При подготовке статьи я встретилась с супругами Натальей и Игорем Дергоусовыми, руководителями народного театра казачьей песни «Во светлице». Они всю жизнь посвятили изучению народного фольклора и сегодня продолжают исследовать традиции, присущие разным станицам Кубани. Знакомясь с историей Ейска, пришли к выводу: на постоянное место жительства в город прибыли представители из 22 российских губерний.

«Конечно, о единстве обрядов не могло быть и речи! — эмоционально говорит Игорь Дергоусов. — Представьте, на каждой улице существовали свои правила празднования свадьбы, рождения ребёнка, что уж говорить про Святки!»

Например, одни горожане считали, что колядовать и щедровать нужно только в сочельник, другие ходили по дворам 6 и 7 января. В одних компаниях присутствовали только мальчики, другие состояли из ребят и девчат.

Сохраняя традиции

Согласитесь, сегодня исполнение обрядов фактически превратилось в театрализованные сценки. Глядя на действо, зрители не задумываются о его изначальном смысле. Именно поэтому, считают Дергоусовы, нужно записывать воспоминания старожилов. «Как-то мы с Натальей летом отправились в экспедицию, беседовали с коренными станичниками, хуторянами, — рассказывает Игорь Евгеньевич. — К одной пожилой женщине обратились с просьбой рассказать, как святки у них отмечали, напеть колядки, щедривки. Так представьте себе, она категорически отказалась. По её мнению, колядки можно исполнять только на Святочной неделе». Вот так-то!

А ещё Дергоусовы с интересом изучили заметки ейского преподавателя русского языка и литературы женской гимназии Михаила Харламова. 8 февраля 1899 г. был опубликован «Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа». В нём приводится много примеров местного говора, использовавшегося в быту местными жителями, тексты песен и различные обряды. Сегодня супруги Дергоусовы включают некоторые из них в свои спектакли. Они придерживаются правила: нужно исполнять те песни, соблюдать те традиции, которые в ходу в конкретной местности.

Если честно, я удивилась: зачем нужна такая скрупулёзность. Ведь многие ейчане не знают большинства исторических тонкостей.

«Затем, чтобы не произошло замены традиций, — ответил Игорь Евгеньевич. — И именно сейчас, когда мы всё дальше уходим от истоков, нужно рассказывать о том, что присуще именно Ейску, Кубани».

Каждый раз, исполняя песни конкретного населённого пункта, артисты указывают её место происхождения.

Пока мы чтим память наших предков, соблюдаем традиции и обычаи, присущие именно нашей нации, малой родине, семье, никто и никогда не сможет внушить нам чуждые идеи и помыслы. Так что я предлагаю: давайте сварим настоящую кутью и пойдём завтра к своим родным, и пожелаем друг другу счастья, мира каждому дому и семье. С наступающим Рождеством!