О том, как восстанавливается город и своих впечатлениях от командировки в ДНР, расскажет наш внештатный корреспондент Игорь Сергеев.

Школа, школа, я скучаю…

Когда-то в этом дворе проходили праздничные линейки и торжественные мероприятия. В День знаний ребята спешили сюда с букетами свежих цветов на встречу с одноклассниками и учителями. Сегодня здесь не слышно детских голосов, а звонки если и звучат, то не для детей, а для строителей, оповещая о начале и завершении смены. 

Теперь школьный двор больше похож на огромный склад стройматериалов, а сама школа – на масштабную стройплощадку. Перед рабочими стоит серьёзная задача – в кратчайшие сроки привести в порядок здание и территорию учебного заведения, некогда разрушенные обстрелами неонацистов. Бригады работают в несколько смен: остекляют, меняют кровлю, устанавливают двери и проводят внутреннюю и внешнюю отделки.

Учителя, проработавшие здесь десятилетиями, внимательно следят за ходом стройки, порой наведываясь в родные кабинеты. Вот и Анастасия Петровна (имя изменено) сегодня пришла, чтобы оценить изменения, произошедшие за пару недель. Внимательно изучив технику безопасности и вооружившись строительной каской, она прошла в актовый зал, заглянула в кабинеты физики, химии и биологии.

– Многое изменилось с момента моего последнего посещения, – говорит она. – Прошло всего две недели, а ощущение, что два месяца. Когда мы были в составе Украины, школу даже не ремонтировали. Перед началом учебного года учителя сами, иногда с родителями, приводили в порядок кабинеты. Бюджетных средств на эти цели мы никогда не видели. Может быть, они не выделялись, а может быть, до нас не доходили. Нам этого теперь не узнать. Тем интереснее и радостнее наблюдать за нынешней чудо-стройкой.

Настроение учительницы улучшается с каждым шагом. Проходя по коридору, отмечает: здесь стену заложили, а здесь оштукатурили, здесь ступеньки не было, а теперь вот она, новенькая.

– Признаться честно, мы с коллегами и не мечтали вернуться в родную и любимую всеми нами школу, – продолжает Анастасия Петровна. – Понимали, что масштаб разрушений огромен. Но нынешние темпы реконструкции внушают веру не только в то, что школа снова будет работать, но и в то, что выглядеть она будет гораздо лучше, чем прежде. Да и оснащение нам обещают такое, какого не было даже в лучшие времена. Нам, учителям, это очень важно, понимаете? Ведь многие из нас работают здесь всю жизнь.

Уроки истории

На разбитой бомбёжкой школьной стене – надпись «Дети».

Пугает? Нет.

Удивляет? Нет.

Шокирует!

Шокирует тем, что эта надпись не из архивных материалов 1941-1945 годов. Это 21 век, наше время и наша страна. Огромная, сильная, стабильная и уверенная в себе держава. Страна, которая никогда не давала себя в обиду. И сегодня отстаивает свои рубежи и свою неприкосновенность.

Ещё в ранние школьные годы на уроках истории нам, советским ребятам, демонстрировали слайды с фотографиями времён Второй мировой войны. Тогда именно по этим кадрам мы изучали страшный для страны период, со всеми его ужасами, трагедиями, истязаниями и потерями.

Нынешние психологи скажут, что, мол, детям показывать такое нельзя – травмирует неокрепшие умы, тревожит психику. Не соглашусь. Только теперь, работая фотокорреспондентом, до конца осознал всю важность фотографии. Ведь именно в ней – доказательство происходящего, она представляет историческую ценность, точнее, она и есть тот документ, на котором основывается история, и из которого можно делать выводы. Именно в ней – правда и достоверность.

До сих пор в памяти страшная фотография, снятая в блокадном Ленинграде, на которой изображены женщины, с помощью трафарета выводящие на стене надпись: «Граждане, при артобстреле эта сторона наиболее опасна». Сегодня, увидев надпись «Дети» в Мариуполе, сердце защемило. Никак не думал, что через каких-то три десятилетия сам стану автором такого репортажа.

До сих пор в памяти страшная фотография, снятая в блокадном Ленинграде, на которой изображены женщины, с помощью трафарета выводящие на стене надпись: «Граждане, при артобстреле эта сторона наиболее опасна».

С «лейкой» и блокнотом

Сказать, что тяжело смотреть на нынешний Мариуполь, – ничего не сказать. Мой коллега, Владимир Аносов, фотокорреспондент «Российской газеты», не многим раньше меня побывал в Мариуполе. Теперь его фотовыставка путешествует по городам России, демонстрируя все ужасы произошедшего в ДНР и ЛНР. Я и сам побывал на её открытии, которое состоялось в сентябре этого года в Сочи на Форуме современной журналистики. Именно там и зародилось желание поехать и своими глазами увидеть всё как есть.

Признаться честно, стало как-то не по себе, некомфортно находиться не там, где ты по-настоящему нужен, когда услышал рассказ Владимира о том, каким он увидел Мариуполь, повествование о жителях народных республик, об их подвиге. Поэтому, как только выдалась возможность, сразу же приступил к сборам.

Внимание к деталям

Фотокорам многое нельзя. Некоторые моменты никак не должны попадать в объективы фото- и телекамер. Закон оберегает новые российские территории от любопытных глаз. Поэтому, конечно же, от нас требуется полная собранность и знание законов.

Послесловие

Свои материалы из ДНР я посвящаю газете «Приазовские степи», а также всем фотокорам и военкорам, работающим в зоне СВО и на освобождённых территориях. То, что мы видим и фиксируем каждый день, уходит в историю и само по себе становится историей. Когда-то, лет эдак через 50, взяв в руки экземпляр газеты за 2022 год, наши потомки прочтут, как это было на самом деле. И наша задача – донести эту правду. Пусть иногда и ценой своей жизни.

Продолжение темы читайте в следующих выпусках газеты.

Официальные лица о восстановлении Мариуполя и помощи местным жителям:

Стройка века – и это отнюдь не пафосное определение процесса, происходящего сегодня в Мариуполе. Накануне вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщил, что трёхлетний план восстановления города планируется выполнить за два года.

«Сейчас подано тепло в 475 домов, до конца года обеспечим подключение 1 тыс. объектов. В целом планируем наш трёхлетний план по восстановлению города выполнить за два года», – написал в Telegram Марат Хуснуллин.

По его словам, всего в Мариуполе работают более 28 тыс. строителей. На данный момент идёт восстановление около 1 250 объектов. Уже восстановлено 150 домов.

Под крышей дома…

Не все жители Мариуполя смогут вернуться в своё жилье. К сожалению, огромное количество домов пострадало на 90 и более процентов. Некоторые районы города практически превратились в руины. Поэтому врио главы ДНР Денис Пушилин подписал указ, из которого следует, что бесхозное жильё в Мариуполе временно предоставят гражданам, утратившим свои дома в результате боевых действий.

«Жилые помещения, имеющие признаки бесхозного жилья, предоставляются для временного проживания лицам, которые утратили жильё в результате боевых действий на территории города Мариуполя и внесены в списки пострадавших лиц, претендующих на компенсацию», – говорится в указе.

5 октября Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный конституционный закон о принятии освобождённых регионов в состав РФ. До этого в период с 23 по 27 сентября прошли референдумы по вопросу воссоединения. Согласно закону жители Донецкой и Луганской Народных Республик (ДНР и ЛНР), Херсонской и Запорожской областей со дня вхождения в состав РФ признаются российскими гражданами.

Игорь Сергеев