Начинал Николай Михайлович как беллетрист: в самом конце XVIII века вышла его повесть «Бедная Лиза». Крестьянка утопилась от несчастной любви. Произведение вызвало небывалый резонанс. Перипетии личной жизни героини обсуждали дамы и господа. Первые сочувствовали, а вторые вели речи о самой ситуации, доведшей девушку до суицида. Тут, как говорится, и до крамолы недалеко…

Карамзин мог бы стать одним из отечественных писателей сентиментального направления, чьи имена сегодня почти позабыты. Но Николай Михайлович Карамзин живёт и здравствует в памяти потомков. Правда, как историк. Даже более того, как граф отечественной истории. Так систематизировать имеющиеся знания, касающиеся государства Российского, удалось только ему. Он смог создать настолько логичный труд, что десятилетия никто из историков даже помыслить не мог, чтобы усомниться в правоте автора классического 12-томника «Истории государства Российского».   

Впрочем, господин Карамзин был по-настоящему универсальным человеком – прозаик, поэт, переводчик, историк, издатель. Для времени, когда люди его круга могли просто жить, и чаще всего так и делали, на доходы с имения, Николай Михайлович действительно развил бурную деятельность. 

Биография

Родился Николай Карамзин 12 декабря 1766 года в деревушке Михайловке недалеко от Синбирска (почти до конца века название произносилось так, лишь в 1780-м город стал Симбирском). Принадлежал к крымско-татарскому роду Кара-мурзы, история которого начинается в XVI веке. Его отец Михаил Карамзин был помещиком средней руки, отставным армейским офицером.

Детские годы Николенька провёл в имении отца, где и получил подобающее домашнее образование. Несмотря на то, что семья имела средний достаток, родители озаботились воспитанием и учёбой сына, ведь это был блестящий век государыни Екатерины II. Головокружительные карьеры строились даже людьми «подлого сословия», что уж говорить о дворянских недорослях, которым в обязательном порядке вменялась государственная служба и желательно по военной части.

Вначале 12-летнего мальчика сдали на учёбу в частный пансион, находился он в первопрестольной. Пансион профессора Шадена был на хорошем счету. Иоганн Матиас – один из первых профессоров Московского университета, ректор обеих университетских гимназий. Именно герр Шаден первым отметил способности мальчугана, который ещё и лекции успевал посещать в университете.

Однако папенька решил: быть сыну военным. Николай не стал перечить родителю, и с 1781 года уже состоял на службе в Преображенском гвардейском полку. Карамзин прослужил недолго, вышел в отставку в 18-летнем возрасте. Тогда же молодой человек решил жить светской жизнью и начал писать, у него появились первые труды.

Уволившись из армии, молодой Карамзин поселяется в Симбирске, там он знакомится с членами масонской ложи, носившей название «Золотой венец», и вскоре сам пополняет её ряды. Отсюда его идеи о сверхсильных личностях и тайных знаниях, которые помогают удерживать власть над миром. В «Истории государства Российского» это будет недву­смысленно отражено: правители прошлого часто показаны как сверхлюди с предопределённой судьбой.

Литература

В самом начале своей творческой биографии Карамзин уехал в Европу, где познакомился с Иммануилом Кантом, стал свидетелем Великой французской революции. Эта поездка отразилась в его труде под названием «Письма русского путешественника», который и принёс ему первую известность.

Если угодно, то Карамзин стал тревел-блогером своего времени, а ещё начал писать не «высоким штилем», а вполне понятным его современникам языком.

История

Общая эрудиция, хороший слог, нужные связи и… 12 ноября 1803 года в судьбе Николая Михайловича случается крутой поворот: по приказу императора Александра I Карамзин официально получает должность историка.

Ни до него, ни после в Российской империи подобных прецедентов не было. Он стал официальным биографом страны. Это дало право «читать сохраняющиеся как в монастырях, так и в других библиотеках, от Святейшего синода зависящих, древние рукописи, до российских древностей касающиеся».

Изначально предполагалось, он будет записывать, скорее, то, что происходит в обществе здесь и сейчас. Тем более что ещё при Михаиле Васильевиче Ломоносове немцы—профессора написали историю Руси, и с тех пор мало у кого из русских людей возникало желание что-то изменить. Хотя Ломоносов считал те, с позволения сказать, исследования, «высосанными из пальца». А если уж совсем честно, то сын помора ругался неприличными словами и готов был неоднократно по этому поводу пустить в ход кулаки. 

Вторая половина жизни писателя Карамзина была посвящена изучению исторического наследия страны.

Своё первое историческое произведение Николай Михайлович назвал «Записка о древней и новой истории в её политическом и гражданском отношениях». В этом труде он стал глашатаем представлений консервативной части общества, которая хоть и носила европейское платье, но в душе тосковала по боярским кафтанам.

«История государства российского» увидела свет, когда историку Карамзину стукнуло 52 года. Сразу вышло 8 томов, спустя несколько лет в печать попали ещё 3 тома.

Издание первых восьми томов «Истории» император Александр I финансировал лично. Огромный по тем временам тираж был раскуплен в первый же месяц, в дальнейшем было несколько переизданий подряд. По сути, это был первый обобщающий труд по русской истории, которую даже просвещённые люди начала XIX века знали гораздо хуже, чем мифы Древней Греции

По распоряжению государя, Карамзину выделили отдельный особняк в Царском селе. Хочется верить, что в связи с изучением первоисточников, а не с изменением жилплощади историк постепенно стал приветствовать абсолютную монархию.

Он продолжал создавать «Историю государства российского», трудился над 12-м томом, но завершить его не успел. Последняя книга попала в печать после смерти Карамзина в незавершённом виде.

Личная жизнь

Первый раз Николай Карамзин женился в 1801 году на Елизавете Протасовой, которую он давно уже любил. Сам писатель признавался, что питал нежные чувства к девушке на протяжении 13 лет. На то время Елизавета могла похвастаться отменным образованием.

Она стала для Николая настоящей помощницей. Одно было плохо — слабое здоровье супруги. Тем не менее через год после свадьбы в семье появилась дочь Софья.

У самой Елизаветы приключилась родовая горячка, которая и стала причиной её смерти.

Впоследствии историки придут к заключению, что «Бедную Лизу» Карамзин посвятил своей первой горячо любимой жене. А дочь Сонечка стала фрейлиной, её друзьями были поэты Лермонтов и Пушкин.

Карамзин вдовствовал до тех пор, пока в его жизни не появилась Екатерина Колыванова – внебрачная дочь князя Вяземского. Екатерина родила Карамзину 9 детей.

Николай Михайлович покинул это свет 22 мая 1826 года в Санкт-Петербурге. Официальной причиной смерти историка и писателя стала обычная простуда. Он заболел после того, как 14 декабря 1825 года посетил Сенатскую площадь.

Критика

Не так уж и гладко складывалась профессиональная деятельность господина Карамзина. О реформаторском творчестве литератора, буквально после первых же опубликованных произведений возникали споры и разногласия, как среди профессиональных авторов, так и обычных читателей.

Что не понравилось современникам? Общественность упрекала историка в том, что жизнь народа он изображает через жизнеописания историчес­ких лидеров и элиты. Пушкин в своих эпиграммах открыто намекал Карамзину на заказной характер его работ.

Другая претензия заключалась в излишней для исторического труда «литературщине». Действительно, многие описания биографических фактов и характеров деятелей прошлого в «Истории» больше соответствуют романам.

Теперь историю изучают на основе археологических раскопок, генетических и радиоуглеродных анализов. В распоряжении Карамзина был небогатый выбор летописей и более поздних разрозненных записок. Неудивительно, что для «гладкости» повествования Николай Михайлович «включал писателя».

Однако и сегодня историки не сбрасывают со счетов коллегу Карамзина. Его «История государства Российского» освещает период с IX до начала XVII века.

Это произведение оказало огромное влияние на историческую науку в России. До сих пор в основе исторического образования современников лежат описанные Карамзиным факты, хотя их достоверность ставилась под сомнение современниками и оспаривается до сих пор.