Когда-то в ставшем сегодня классическом романе была озвучена мысль, что «квартирный вопрос испортил людей». Сегодня впору «квартирный» заменить на «парковочный». Многоквартирные дома растут как грибы после дождя, жильцы приобретают собственные автомобили и, конечно, хотят наблюдать за их благополучием из окон своей квартиры. Однако мест для стоянки в зоне комфорта хватает не всем.

«Вас беспокоят жители многоквартирного дома по адресу ул. Люксембург, 179. На нашей придомовой территории происходит нарушение действующего Закона РФ», – так начинается письмо, пришедшее в редакцию газеты. Далее рассказана история о том, что «организованная группа лиц» (запахло 90-ми) установила на общей территории цепи, колёса и арматуру, чтобы «застолбить» места для стоянки своих личных авто. Налицо, по мнению авторов письма, нарушение их прав как собственников квартир.

Имею право

В самом деле, согласно статье 36 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 г., п. 1 «собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

Подпункт 4 – земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности». То есть, участком у дома, где можно оставить свою машину, действительно можно на равных пользоваться всем жильцам МКД, а также, приезжающим к ним гостям. То есть, если несколько граждан огородили пространство лично для себя, то они как минимум нарушают права остальных жильцов. Но более всего авторов письма возмущает, что на огороженных цепями местах ни утром, ни вечером машин нет – фото пустой парковки в разное время суток приложено. То есть, стоянку держат на всякий случай, а остальные автовладельцы дома вынуждены парковаться чуть ли не в соседних дворах.

Чья земля?

Конечно, недовольные жители предпринимали попытки мирного урегулирования конфликта. «Но они ни к чему не привели, – сетуют авторы письма. – Захватчики мотивируют свои действия большими связями в администрации города, прокуратуре, полиции». Кстати, во все перечисленные инстанции возмущённые жильцы якобы обращались, но тогда участок находился в ведении Министерства обороны. Сейчас же он передан на баланс города, и собственники квартир ждут помощи от администрации Ейска в урегулировании вопроса.

Мэр Ейска Дмитрий КИЯШКО подтвердил корреспонденту, что данная территория перешла к городу и сейчас ведутся работы по межеванию и оформлению земли в собственность городского поселения. Дмитрий Викторович возмутился тем, что «захватчики» прикрываются связями в руководстве города, и попросил фамилии тех людей, кто намеренно очерняет работников администрации. Вот тут и начинается уже другая, детективная история.

Квартира, которой нет

Я начала работу с письмом со звонка по указанному в нём номеру телефона автора. Два дня в разное время суток автоответчик сообщал, что «абонент временно находится вне зоны действия сети, но вы можете оставить свой вопрос в адуиосообщении». Я оставляла просьбу, писала сообщение, поясняя, кто я, и снова звонила. Ни ответа, ни привета. Выехав по указанному в письме адресу, я действительно обнаружила самодельные ограничители для стояночных мест: накрепко вбитые металлические столбики, цепи, вкопанные покрышки. Места были пустые. Кстати, подобные «парковки» оказались и у дома напротив – под номером 170. Ещё раз набрав номер жильца, написавшего жалобу, и не услышав ответа, я уехала ни с чем.

Но теперь мне уже действительно стало интересно, как же можно повлиять на самовольный захват жильцами муниципальной земли?

Согласно Гражданскому кодексу РФ, статье 262, участком муниципальной земли, относящейся к МКД, в равной степени может пользоваться любой гражданин. А вот чтобы огородить там место для своего личного пользования, жильцу надо оформить данный участок, например, в аренду. Показывать документы на право пользоваться землёй в данном случае человек никому не обязан. Однако как следует из общения с мэром города, данная территория только находится в процессе приёма в собственность муниципальными ресурсами городского поселения.

Значит, ограничение парковочных мест действительно незаконно. Как могли бы поступить жильцы МКД? Если огороженный участок относится к МКД, то разрешение владелец квартиры мог получить на общем собрании собственников дома. Я снова еду по адресу: ул. Люксембург, 179.

Стоянка у дома вновь пуста. Цепи висят стражами. Паркуюсь чуть дальше нужного мне адреса. Теперь я ищу старшего дома, чтобы узнать подробности возникновения индивидуальной стоянки на общем участке.

На балконе второго этажа курит мужчина. «Как найти старшего дома?» – за неимением другого способа попасть в дом, где все подъезды оборудованы металлическими дверями и домофонами, обращаюсь я к нему. Получаю ориентир – первый подъезд. И попутно узнаю, что в данном доме не существует квартиры под номером 112 (именно этот номер автор письма указал в адресе отправителя – прим. ред.). Более того, все дома в данном районе относятся к типовой застройке и имеют только 98 квартир.  Ладно, приму к сведению.

Пограничный домофон

Наугад набираю на домофоне подъезда № 1 одну из квартир. На счастье, хозяин дома. Как в квесте я получаю заветный номер квартиры, где живёт старший дома. И с замиранием сердца жду ответ.

Алексей Егорович (так представился старший МКД) был на месте. Однако узнав, по какому вопросу я пришла, предпочёл общаться через домофон. Теперь я знаю, что сеанс одного обращения через электронного сторожа длится не более минуты. За пять подходов я узнала, что собрание, конечно, не проводилось.

Алексей Егорович считает, что разбираться с захватчиками муниципальной собственности должны правоохранительные органы. Общее собрание может решать только вопросы относительно объектов общедомового владения. Но выше я уже написала, что согласно ЖК участок земли предназначен для общего пользования, независимо от права принадлежности Министерству обороны или городу.

Алексей Егорович говорит, что сам он против самовольно захваченных парковок, хотя машины лично у него нет. «Так и можете написать, что я не поддерживаю все эти ограждения. Но и организации собрания никто из жильцов не требовал. Кто мешает тем, кому нужна парковка, самовольно снести незаконно установленные конструкции?» Почему же так не сделать? «Потому что мы живём в правовом государстве, – тут же парирует мой домофонный визави. – Пусть власти решают вопрос незаконного захвата их земли».

Люди–призраки

Начать даже с заявления участковому никто в доме не решился. По словам старшего дома, он не знает, кто у них участковый. Не знает Алексей Егорович и тех, кто установил арматуру и цепи на стоянке. Не смог сказать мне старший дома, являются ли жильцы, подписавшие письмо в редакцию, собственниками квартир в доме по ул. Люксембург, 179.

Я дождалась выхода жильцов из нескольких других подъездов и обратилась к ним с вопросом, знают ли они участкового, которому можно написать заявление, и как относятся к самовольно захваченной парковке. На оба вопроса получила отрицательный ответ.

В поисках авторов письма я обратилась к Зинаиде ЯКУШЕВОЙ, председателю территориального общественного само-

управления Ейского городского поселения. Зинаида Эсиковна не стала спорить, что проблема самовольно установленных ограждений парковочных мест у МКД в военном городке существует. И подтвердила, что начать борьбу с ними действительно можно с общего собрания жильцов. А через управляющую компанию данного МКД пообещала помочь узнать достоверность указанных в письме фамилий.

Что делать?

По закону демонтаж установленных отдельными собственниками квартир ограждений могут провести только представители местных органов исполнительной власти. В небольших городах рекомендуют обращаться непосредственно в администрацию поселения.

Кстати, если подобная процедура «поставлена на поток», то можно ограничиться только заявкой по телефону. После этого ограждения должны быть демонтированы. Если нет, то дальше путь в прокуратуру.

Есть и второй вариант: зафиксировать на фото автомобили, которые находятся на парковке с самовольным ограждением. С доказательствами можно обратиться в контролирующие органы, которые в свою очередь наложат на нарушителя штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб.

Получается, приструнить «захватчиков» можно. Было бы желание. А фамилии нарушителей можно узнать, обратившись с запросом в ГИБДД, имея на руках госномер автомобиля, припаркованного на незаконной стоянке.