Именно там в 2019 г. впервые в Ейском районе открылся Центр цифрового и гуманитарного образования в рамках национального проекта «Современная школа».

Цифровое просвещение

Представить, что в небольшом селе может оказаться настолько передовая лаборатория для обычных девчонок и мальчишек, сразу непросто. Первый из вопросов: «А нужен ли он там?» – отпадает сразу, когда знакомишься с современными Кулибиными.

 За 3 года работы цифрового центра учащиеся школы не только научились пользоваться его оборудованием в своей проектной деятельности, но и добились значимых результатов.

Например, трое учеников стали призёрами краевого конкурса учебно-исследовательских работ проекта «Мир науки глазами детей» по теме «Герои Кубани».

Сам себе дизайнер

Направление «Точки роста» в Кухаривке – это развитие знаний и умений по предметам ОБЖ, технология и информатика.

Манекены, на которых школьники отрабатывают навыки оказания первой помощи, явно не пылятся. Особняком стоит экспозиция различных предметов, изготовленных из пластика на 3-D принтере. Здесь и брендированные «СОШ № 9» шашки, и карандашницы различных форм, и шахматы, и миниатюра «Ласточкиного гнезда» – архитектурной достопримечательности Крыма. И даже танк с вращающейся башней!

В прошлом учебном году именно за разработку и изготовление последнего под руководством преподавателя Натальи Сылка, куратора сразу трёх кружков центра, учащийся тогда ещё 8-го класса Илья Лючков занял второе место на краевом конкурсе 3-D моделирования. В «Точке роста» в учебное время занимаются дети с 1 по 11 класс. Но об Илье можно сказать, что он не просто занимается, а живёт в этом кабинете.

Техникой парня ещё в детстве увлёк отец. Хотя, по словам Ильи, его больше заинтересовала работа двигателя мотоцикла, чем катание на нём. Поэтому 3 года назад он одним из первых стал посещать все занятия в «Точке роста». «Конечно, больше всего меня заинтересовала работа 3-D принтера и возможность использовать для съёмок квадрокоптеры», – рассказал Илья. Благодаря армии летательных помощников (я насчитала 4 квадрокоптера в кабинете) Илья Лючков вместе с другими учениками снимает все школьные мероприятия, сельские праздники и спортивные события, которые потом монтируются ребятами в современные видеоролики. «Если бы была возможность, – смеётся Илья, – то я бы даже ночи в «Точке роста» проводил!»

Илья Лючков планирует стать программистом и уже делает уверенные шаги в этом направлении: например, сам программирует маршруты для тех же квадрокоптеров.

Современно и востребовано

Деятельность ребят в «Точке роста» направляют несколько преподавателей. Здесь учащиеся осваивают конструирование, моделирование, робототехнику и другие занятия. Есть время и для игр: в режиме видеоконференций ученики 9-й школы сражаются в виртуальных мирах с ровесниками из других школ, оснащённых «Точкой роста». По договору школа взаимодействует и обменивается опытом с ещё четырьмя школами муниципалитета, которые реализуют другие учебные направления: биологию, физику, математику.

На одном из заседаний Госсовета, посвящённых образованию, Президент РФ Владимир Путин подчеркнул: «Без современного качественного доступного образования, причём во всех регионах страны, невозможно добиться ничего в сфере развития. Должен, безусловно, соблюдаться базовый принцип системы российского образования — это справедливость, то есть доступность качественного образования для каждого ребёнка в соответствии с его интересами и способностями, независимо от того, где он живёт — в городе или деревне, в Москве или любом другом регионе страны». Не знаю, слышали ли об этом заседании школьники из Кухаривки, но не сомневаюсь, что однажды об успехах ребят из глубинки, например, в программировании, тоже заговорят на государственном уровне.

Кванториум – это серьёзно и просто

Шестиклассник школы № 7 г. Ейска Максим Иоанно с лёгкостью жонглирует в разговоре со мной терминами «диод», «резистор», «полупроводик».

Я, естественно, делаю вид, что всё понимаю, и с интересом наблюдаю, как за 10 минут парень на моих глазах собирает конструкцию из проводов, кнопки и лампочки. При нажатии на кнопку лампочка загорается. «Это можно использовать при программировании датчика пожарной безопасности: пошёл дым – сработала система, – объясняет ребёнок, который представился мне Максимом Дмитриевичем. – Это я за каникулы расслабился, а так могу собрать и за 5 минут!» Такие конструкции используются в основе самых сложных механизмов. Я уверена, что Максим уже планирует своё будущее программиста. «Пока я об этом не задумывался, – парирует парень. – Я и пиццу вкусно готовлю, и борьбой увлекаюсь, а ещё этим летом освоил брейк-данс». Так что и творческому мальчику практичная робототехника оказалась по плечу .

 Познакомилась я со смышлёным парнем в «Кванториуме». Первый в школах на Кубани и пока единственный в Ейске технопарк также в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» открылся в прошлом учебном году. 

С начала работы научного центра мероприятиями лабораторий «Энерджи», «Биоквантум» и «Робоквантум» были охвачены около 1 000 ребят. Мой знакомый Максим Дмитриевич занимается с преподавателями технопарка в «Робоквантуме» трижды в неделю и с нетерпением ждёт окончания каникул, чтобы возобновить своё знакомство с программированием и конструированием.

Законы Ома для «началки»

Признаюсь, с недоумением смотрела, как мальчик на моих глазах свободно разбирается в программировании на языке «Arduino», затем, практически не глядя, создаёт цепь микроконтроллера, которая, по моим убеждениям, доступна только уму старшеклассника.

Один из преподавателей «Кванториума» и системный администратор школы Александр Иваненчук раскладывает для меня это «чудо» по полочкам. Действительно, лаборатория больше предназначена для проектной деятельности старшеклассников, которые уже знакомы с законами физики. Но увлечь конструированием можно даже первоклассников. «Приходится, конечно, адаптировать для них те же базовые законы Ома, – говорит Александр, – чтобы они понимали даже на своём, детском, уровне основу работы электричества. Ребята слушают меня, задают вопросы, если что-то им непонятно. Но без основ науки, конечно, невозможно развиваться дальше. По-своему на занятиях в «Кванториуме» школьники идут на опережение учебной программы». Понятно, что именно в раннем детстве школьники наиболее любознательны и с интересом увлекаются современными технологиями. То, чем они занимаются в кружке робототехники, используется в дальнейшем для создания любых схем от светофора до системы пожарной безопасности в огромном учреждении. Фактически ребятня берёт под уздцы искусственный интеллект. Будучи пятиклассником, например, Максим Иоанно начал работу над проектом датчика задымлённости, до дыр зачитал учебник по робототехнике. На вопрос о мотивации для посещения занятий, на которых не ставят оценки и не отмечают прогулы, парень ответил просто: «Какая мотивация? Да нравится мне всё это. Особенно понимать, как всё работает, своими руками создавать и запускать механизмы».

 «Кванториум» даёт детям уникальную возможность ещё глубже развивать свои таланты, использовать новые возможности в области научно-исследовательских и инженерно-технических направлений. Эта новая модель образования, направлена на раннюю подготовку кадров в сфере инженерных наук.

Для оборудования научно-исследовательской лаборатории «Кванториум» в стенах  общеобразовательной школы № 7 из федерального бюджета было выделено 22 млн руб.