Почему  я  стала бы  обучать ребенка вышивке? Наверное, потому, что это  удивительное и очень красивое  ремесло, искусство, доставшееся нам по наследству от далеких предков.

В последнее время возрос интерес к наследию русского народного искусства, в том числе к вышивке. Издавна на Руси одежды украшались ручной вышивкой. Для этого не требовалось особых приспособлений, а игла и нить были в каждом доме. Любой узор был неповторим. Он рассказывал о хозяине тонкости его жизненного пути. По узору можно было прочесть, сколько у женщины детей, внуков, замужем она или вдова. Вышивка на мужском костюме чаще рассказывала о его достатке: дом, домашний скот, кони. Вышивали не только одежду, но и предметы быта, картины.

Искусство вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать этому ремеслу в семье начинали с 4–5 лет. Также, обучались в школах вышивальщиц при монастырях, которые на Руси открыла княгиня Ольга для девочек из народа. Очень хочется сохранить это ремесло сегодня, передавая  детям. А дети с удовольствием принимают знания. Это я знаю из своего опыта работы в детском коллективе художников и мастеров ДПИ «Ейские истоки» Городского дворца культуры г.Ейска.

Иголка — довольно-таки спорный инструмент для работы с детьми. Многие родители бояться давать ее в руки. Думают, что дети обязательно поранятся или смогут уколоться. Конечно же, им нужна помощь и обязательный рассказ о технике безопасности, и главное,  активная поддержка ребенка и участие в творческой работе. 

Мои воспитанники начинают шить с 4-5 лет. И пусть их работы еще несмелые и не очень качественные, но это их большой труд.  Начинаем мы обычно с самых простых швов вперед — иголку и назад иголку, постепенно переходим к  сложным  — стебельчатому, обметочному и т.д.  Дети умеют работать на пяльцах, вышивать нитками мулине и атласными лентами в основном растительные мотивы и цветы, и даже не подозревают, что во время работы с иголкой развивают усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук, волю и дисциплину. Учатся восприятию цвета, развивают свои эстетические навыки и  фантазию… Также вышивка воздействует на работу правого (творческого) полушария головного мозга и уравновешивает работу обоих полушарий.

О невероятном интересе к этому ремеслу говорят и мастер- классы, которые я провожу для детей города. К примеру, совсем недавно первоклассники, воспитанники Станции юных техников (руководитель Марина Геннадьевна Якименко)  вышивали атласными лентами. Большое внимание во время мастер- класса технике безопасности — как пользоваться иголкой, как ее хранить, приемы вышивки и безопасность сидящих рядом .

Сколько восторженных слов услышала я после, и какие хорошие работы у первоклашек  получились.

Дети тянуться к красоте! Это очевидно еще и потому, что вышивать хотят и девчонки и мальчишки. После таких мастер- классов многие говорят, что хотят  творить и дома!

Руководитель коллектива «Ейские истоки»   Людмила Капелина