Практически до первого десятилетия XX в. транспорт Ейска, как легковой, так и грузовой, приводился в движение исключительно конной тягой. Добраться до нужного места или перевезти груз мог наёмный экипаж с кучером – извозчик. Довольно многочисленное и весьма беспокойное племя извозчиков было консервативным, хорошо организованным, но в то же время необузданным и малокультурным. Они доставляли немало хлопот полиции и городским властям. Система управления городским транспортом формировалась постепенно в спорах городской власти и извозчиков. Правда, значительная часть горожан отказывалась от услуг извозчиков из-за их дороговизны, другие же, зажиточные, имели собственные экипажи.

Долгие годы определённой таксы за проезд в Ейске не существовало. Извозчик просил с седока столько, сколько ему вздумается, и пассажиру приходилось с ним торговаться и предлагать свою цену. Опытные пассажиры рекомендовали давать извозчику половину, а иногда и меньше запрашиваемой им цены.

Извозный промысел в Ейске был упорядочен только в марте 1881 года. Городская дума приняла проект обязательных для жителей постановлений, который утвердил начальник Кубанской области Н.Н. Кармалин. Согласно этому документу извозный промысел был разделён на два вида: легковой и ломовой. Легковой – это перевозки пассажиров в лёгких экипажах (дрожках, линейках, колясках, каретах). Ломовой (конные драгеля) – это перевозки разного рода тяжестей, отчасти пассажиров. Дроги – это длинная подвода без бортов, но у каждого извозчика имелась пара досок, которые при нужде использовались как борта.

Правила определяли порядок разрешения человеку стать извозчиком, права и обязанности извозчика и пассажиров. Желающие заниматься извозом должны были предоставить в городскую управу свидетельства о благонадёжности (выдавались полицией) как на себя лично, так и на наёмных работников. Иногородние работники обязаны были дополнительно предъявить вид на жительство или паспорт. Право (лицензия) на извозный промысел предоставлялось городской управой только лично и не могло быть передаваемо другому перевозчику.

В этом документе было указано, что «…извозчики обязаны иметь не менее 17 лет, быть одетыми в крепкую одежду без заплат другого цвета, чтобы лошади их были не изнурены и экипажи содержались в исправности, обивка которых не должна быть другого цвета, причём летом должны быть фартуки, а зимой полости. При езде извозчики обязаны держаться правой стороны и ездить умеренной рысью, с наступлением сумерек зажигать у экипажей фонари, становиться вдоль тротуаров в один ряд, не садиться внутрь других экипажей и вообще на главных улицах не слезать с козел…».

За каждую лошадь, находящуюся в работе, извозчик должен был уплатить сбор за полгода или год вперёд. И только после этого ему городской управой выдавались книжечка с текстом обязательных постановлений, таксой и два металлических знака с номерами. Книжечку с таксой извозчик, выезжая на промысел, обязан был иметь постоянно при себе. Один знак прибивался к экипажу на видном месте, а второй, на цепочке или на ремне должен был находиться постоянно у извозчика на кушаке (или воротнике) для вручения седоку, если тот захочет, как залог, предупреждающий у пассажира сомнение в благонадёжности извозчика. Знак этот, при благополучном окончании езды, возвращался извозчику. В случае же претензий, передавался с жалобой в полицию. Знаки возобновлялись ежегодно, и выезд на работу без них был строго запрещён.

За прибитый в несоответствующем месте номерной знак, остановку в неположенном месте, поцарапанный или грязный экипаж извозчик облагался штрафом со стороны полиции.

Были определены и места расположения номерных знаков на подводах:

  • у легковых извозчиков на спинке, сбоку и на задней части козел,
  • у ломовых (грузовых) – на левой внутренней стороне дуги.

Извозчики проходили и своего рода технический осмотр в полиции. Пломбы ставились не только на экипажах, но и на форменной одежде. Извозчики по всей стране имели специальную одежду – суконная синяя поддёвка до пят с высокой талией и множеством складок сзади, на спине и ниже талии толсто подбитая ватой, застёгивавшаяся налево, подпоясанная кушаком. На голове летом – ямская шляпа в виде невысокого цилиндра из фетра или велюра, обшитая кожей, с узкими загнутыми полями, широкой чёрной лентой с большой металлической пряжкой спереди, зимой – суконная шапка с четырехугольным верхом. На поддёвку и на шляпу ставились пломбы. В Ейске многие извозчики форменную одежду не носили.

Выезжая на промысел, извозчики становились на биржах – специальных стоянках для ожидания пассажиров. Колесить по улицам в ожидании седоков воспрещалось. Перемещаться с биржи на биржу можно было только с разрешения полиции (часто нарушали это правило). Для организации промысла извозчики каждой биржи из своей среды должны были избирать старост, которых утверждал полицмейстер. Старосты наблюдали, чтобы лица, не имеющие установленных знаков, не занимались извозным промыслом; чтобы на бирже не было пьяных извозчиков, не устраивались беспорядки, а нарушители доставлялись в полицию.

Кроме бирж разрешалось стоять у церквей во время богослужения, у клубов, театров, частных домов, когда шли представления или собиралось общество, а также у пароходных пристаней и вокзалов.

По требованию пассажиров извозчики должны были подавать экипажи по очереди по одному, строго воспрещалось подъезжать к пассажирам сразу нескольким экипажам. Сами же пассажиры имели право выбрать извозчика по собственному вкусу независимо от очереди.

Около Народного дома (ныне ГДК) вдоль улицы Воронцовской (сегодня это часть улицы Маркса от Победы до Свердлова) были стоянки для фаэтонов. Фаэтоны большей частью нанимали подвыпившие гуляки, чтобы прокатиться по городу, съездить на вокзал или в порт к приходу поезда или парохода. Лёгкие дрожки – линейки на рессорах – стояли (по современным ориентирам) по улице Энгельса, от рынка и до улицы Мира. Летом на улицах появлялись «эгоистки» – экипажи с узким сиденьем, без верха, на высоких рессорах. Существовало несколько видов легковых извозчиков: «Лихач» – извозчик наёмный, дорогой, на резвых лошадях с хорошей упряжью и в щегольском экипаже. Он отличался быстрой, порой неосторожной ездой, богатыми людьми иногда нанимался на определённый срок в указанную часть дня, стоял около лучших гостиниц, около трактиров.

По воспоминаниям старожилов, ломовые извозчики (дрогали) стояли около рынка против нынешнего Дома офицеров, от улицы Ленина и до Энгельса, хотя фото, сделанное в начале ХХ века на улице Таганрогской, свидетельствует о том, что биржа дрогалей была у въезда в рынок по улице Степановской (Энгельса). В базарные дни их разбирали для развоза по домам купленной на рынке провизии и прочих товаров.

Извозчики обязаны были поочерёдно дежурить на бирже ночью – не менее трёх экипажей до трёх часов по полуночи. Правила запрещали грубить пассажирам, спать на экипажах или, оставив лошадей, сходиться вместе, заводить игру, борьбу, брань, драку, позволять себе насмешки над прохожими, непристойный крик и вообще нарушать общественный порядок и тишину.

Езда должна была быть всегда умеренно быстрой, осмотрительной и особенно сдержанной на мостах, в местах большого скопления экипажей и людей, на поворотах и перекрёстках улиц, строго воспрещалось срезать углы, ездить вскачь, на перегонки, а также обгонять экипажи в сложных местах.

И сто с лишним лет назад между извозчиками и полицейскими возникало много конфликтов. Например, все извозчики обязаны были по требованию и указанию полицейских чиновников бесплатно отвозить куда требуется заболевших, изувеченных, пьяных и т.п., а также преследовать убегающих преступников и угоняющих экипажи. Этому они достаточно упорно противились.

За мелкие проступки полиция наказывала извозчиков в административном порядке, лишая выезда на биржу от одного до семи дней, за более серьёзные нарушения наказание определял суд. За троекратное нарушение лишали права заниматься промыслом вообще.

В тему

«Голубчик» (или резвый) – постоянный, профессиональный извозчик. Зимой он выезжал на городских санях, летом – на пролётке с поднимающимся верхом. Стоял в определённом месте – на извозчичьей бирже.

Ирина Найдёнова, заведующая научно-экспозиционным отделом музея