Текущий год для российского образования особенный – это Год педагога и наставника, объявленный Президентом РФ. И выбор года, посвящённого образованию, неслучаен. Ведь это ещё и Год великого русского педагога, основоположника русской национальной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, 200 лет со дня рождения которого отмечалось 3 марта 2023 г.

Константин Дмитриевич Ушинский принадлежит к числу тех русских гениев, которые, работая для своего времени, стали провозвестниками будущего. И подтверждением этому служат педагогические идеи Ушинского, которые и спустя 2 столетия продолжают жить в нашем современном образовании, а на педагогическом небосводе продолжает сиять звезда, зажжённая гением педагогики. Наивысший отзыв о гениальности учёного оставил известный историк педагогики XIX века Лев Николаевич Модзалевский: «Ушинский – это наш действительно народный педагог точно так же, как Ломоносов – наш народный учёный, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».

Сама личность Константина Дмитриевича была исполнена высокого обаяния и неизменной притягательности, а вся его жизнь – яркий образец того, как с ранних лет человек неустанно двигался к осуществлению своего предназначения. Творческое наследие выдающегося мыслителя и педагога стало подлинным эталоном педагогической мысли эпохи золотого века русской культуры. Не зря же Ушинского стали называть «учителем русских учителей» и «отцом русской национальной школы».

Константин Ушинский родился 19 февраля (3 марта) 1823 г. в Туле в небо­гатой дворянской семье. Всё его детство и отрочество прошли в небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от города Новгород-Северский, на берегу реки Десны. Родители Ушинского были образованными людьми. Отец Дмитрий Григорьевич слыл человеком незаурядным, с широкими культурными интересами, большим любителем книг. Первона­чальным обучением сына занималась мать Любовь Степановна, которая очень внимательно относилась к любозна­тельности ребёнка, поддерживала и развива­ла его ищущую мысль. В семье была богатая библиотека, и Костя в детстве много читал.  

Его начального образования, полученного в «материнской школе», хватило для того, чтобы хорошо подготовленного ребёнка сразу приняли в 3-й класс Новгород-Северской гимназии, по окончании которой 17‑летний талантливый юноша, свободно владевший английским, немецким и французским языками, поступил в Московский университет, где обнару­жил не только завидную способность быстро воспринимать и критически оценивать зна­ния, но и умение передавать их дру­гим. И уже в 21 год по окончании университета с золотой медалью он получает назначение в прославленный тогда Демидовский юридический ли­цей в Ярославле сразу на должность «профессора энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов».

«Гром аплодисментов от студентов», или Как преподавал Ушинский

Один из профессоров лицея писал о лекциях молодого преподавателя: «Увлечение Ушинского передаётся слушателям, и они все, вместе со своим лектором, не слышат звонка, не замечают, что уже настал конец лекции, что уже давно около дверей стоит другой профессор, дожидается своей очереди, – и только когда терпение этого последнего окончательно истощится и он обратится к Ушинскому с заявлением, что пора кончать, а то он, профессор, уйдёт, – Ушинский, немедленно спустившись с облаков своей пламенной фантазии, страшно конфузится, просит извинения и летит стремглав из аудитории, покрываемый громом аплодисментов очарованных его речью студентов».

А когда Константин Ушинский был назначен на должность инспектора в Смольный институт благородных девиц, где до него царили скука и рутина, то с его приходом вскоре всё преобразилось. Педагог Виктор Острогорский вспоминал: «Благодаря энергии и таланту Ушинского, в какие-нибудь три года совершенно обновилось и зажило полной жизнью огромное учебное заведение, дотоле замкнутое, рутинное и не возбуждающее в обществе никакого интереса. Всюду в Петербурге заговорили о Смольном и его необыкновенных учителях. Чиновники разных ведомств, многие, просто интересовавшиеся педагогическим делом, приезжали нарочно из города послушать удивительные уроки, особенно в младших классах».

Из других свидетельств мы узнаём, что либерализация осуществлялась Ушинским «по всем фронтам». Если раньше воспитанницы не имели права уезжать на каникулы и праздники домой, то теперь они его получили. Были введены в программу естественные науки, а в библиотеке и на уроках литературы появились произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Математика, которая вводила всех в уныние, вдруг превратилась в увлекательную игру разума. Был открыт педагогический класс, в котором готовили воспитательниц для работы в школе. Одна из воспитанниц признавалась: «Никто из нас не мечтал более о балах, о выездах, об эффекте, производимом роскошью туалета и лёгкостью танца, – теперь все хотели работать, все мечтали о серьёзных занятиях…».

Вошли в моду четверги Ушинского. В эти дни в его квартире в Смольном собиралась столичная педагогическая элита, педагоги обменивались мнениями и жадно впитывали в себя новаторские идеи Ушинского в деле обучения и воспитания детей. Он говорил педагогам: «Уничтожьте школьную скуку, и вся смрадная туча, приводящая в отчаянье педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой».

«Народная педагогика» в системе Ушинского

В основу своей педагогичес­кой системы Ушинский положил идею народного воспитания, считая, что дети с самого раннего возраста должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества. По словам Ушинского, «сказки – первые и блестящие попытки русской народной педагогики», и никто не может состязаться с «педагогическим гением народа». Поэтому, считал Ушинский, дети большему научатся, читая интересные и поучительные сказки и рассказы. Его замечательный учебник «Родное слово», созданный в 1864 году и выдержавший до конца века 150 изданий, как раз и содержит такие короткие поучительные тексты для младших школьников. Вот только один пример – рассказ «Дедушка».

«Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал, руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает. Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.

У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек. «Что ты делаешь, дитятко?» – спросила у него мать. «Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить». Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной миски кормить».

И, подобно сказке или басне, в конце этого коротенького рассказа делается «намёк – доб­ру молодцу урок»: «Подсади на печь дедушку, и тебя внуки подсадят. Уважай старика, сам будешь стар».

Знаете ли вы, что…

Ушинский писал: «В основе моей педагогики заложена мысль: воспитание должно просветить сознание человека, чтобы перед глазами его лежала ясная дорога добра. Целью я ставлю воспитание духовно и нравственно возвышенного человека». Это великий педагог-гуманист претворил в таких своих трудах, как упомянутый уже учебник «Родное слово», книги «Детский мир», «Руководство к преподаванию «Родного слова» для учителей и родителей», трёхтомный научный труд «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии» (3-й том остался незавершённым), много научных статей по педагогике.

Фундаментальные труды Ушинского легли в основу последующих воспитательных систем. Вот только несколько выдержек из его произведений:

  • «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»;
  • «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы»;
  • «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а готовить к труду жизни»;
  • «Никогда не обещайте ребёнку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его»;
  • «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».

О, сколько ещё полезного для образования и воспитания мог создать гений педагогики! Но Константин Дмитриевич Ушинский умер от воспаления лёгких 22 декабря 1870 г. (по новому стилю 03.01.1871). Было ему всего 47 лет. Он оставил после себя пятерых наследников (двоих сыновей и три дочери).

Источники:

  • Богуславский Михаил. Наше всё… К.Д. Ушинский. «УГ» № 7, 14.02.2023.
  • Ермолин Е.А. Ушинский К.Д. Изд. «Ярослав Мудрый», 2014.
  • Ушинский К.Д. Антология гуманной педагогики. М., 2002.
Галина Логунова,  заслуженный учитель РФ.