Утром 1 мая в Ейск прибудут делегации казачьих обществ Ейского отдела, в храме состоится богослужение. После этого, в 11 часов на поминальном кресту казаки отдадут дань памяти тем, кто погиб за свои идеалы в братоубийственном сражении…

В условиях эпидемиологической ситуации, мероприятие пройдёт с минимальным количеством человек. Фото, представленные на сайте были сделаны в 2018 году, а исторические — взяты из сети интернет

Силы красных, располагавшихся в Ейске, насчитывали около 2500 человек и включали в себя: Ейский революционный батальон, 2-й Должанский батальон, батальон Ахтарского полка, некоторое количества мобилизованных горожан.

По некоторым данным, численность казачьих отрядов, шедших на Ейск, достигала семи тысяч человек, ещё около четырёх оставались в резерве в окружающих город станицах. Историки считают, что штурмовавшие имели недостаток вооружения, примерно одна винтовка на 10 человек, остальные были вооружены холодным оружием — шашками, пиками и т. д., при этом пехота была вооружена ещё слабее конницы.

Штурм начался поздно вечером 30 апреля. Колонна, шедшая со стороны Старощербиновской, завязла в боях и, по мнению краеведов, была практически поголовно перебита перекрёстным винтовочно-пулемётным огнем в узких частях пригородных садов (ныне район Кирпичики города Ейска), так и не дойдя до основной линии обороны. Дорога и свободное пространство была не шире 120 метров, что препятствовало разворачиванию конной колонны в «лаву» и способствовало кинжальному пулемётному огню. Командир Ейского ревбата Балабанов был зарублен в самом начале штурма. Отряд полковника Топоркова прорвал линию обороны в районе городского кладбища (современный район станкостроительного завода), однако понес большие потери от пулемётного огня.

После ряда безуспешных атак казаки прорвали линию обороны и ворвались в город, в некоторых местах конница дошла до центра города, Сенной площади, где вновь завязалась перестрелка между ними и подошедшим красным резервом.

В критический момент политический комиссар города Щемилин и Сигизмунд Клово бросили поле боя, укрывшись на кораблях Азовской флотилии. Однако прорыв быстро был ликвидирован, а прорвавшиеся казаки — перебиты. Подошедший резерв казаков не смог развить успех. Им удалось оттеснить красных от линии обороны к крайним дворам Ейска и спровоцировать массовое дезертирство мобилизованных горожан. Для нападающих ситуация усугублялась отсутствием должанского отряда, так и не подошедшего к полю боя. Предполагается, что причиной тому была артподдержка судов Азовской флотилии, рассеявшая собравшийся в пади в районе современного поселка Воронцовка отряд и покалечившая конницу. По оценкам некоторых краеведов, свою роль сыграло и пьянство казаков колонны перед атакой.

К рассвету ситуация стабилизировалась, все попытки штурма были отбиты. Красные части совершили контратаку, и остатки штурмующих рассеялись.

Казачьи отряды потеряли только при штурме Ейска 1125 человек убитыми, при этом отступавшие погибали вплоть до подавления восстания при «зачистках» вооружённых станиц, число погибших при этом может достигать нескольких сотен человек. Станица Должанская была обстреляна из судов, военно-революционным судом активные участники и сочувствовавшие восстанию были приговорены к смерти. Священник Краснов, благословивший должанских казаков на штурм, был сожжён заживо в топке тральщика «Аю-Даг». Через некоторое время после подавления восстания должанский учитель Кириченко привел «покаянную колонну» из женщин, детей и выживших казаков общей численностью 1500 человек. Кириченко был расстрелян, однако основной цели — примирения — колонна достигла. Через некоторое время часть восставших, численностью около 500 человек, вступила в свежесформированные образования Красной армии…