Сегодня хочется поделиться с вами, наши читатели, историей создания хутора Приазовки. Дело в том, что посёлку всего 108 лет, и он последний в Ейском районе, который основан казаками. А вот какими – ахтанизовскими, новомышастовскими или анастасиевскими, – краеведы долго спорили.

Ответ нашёл Сергей Шананин, член ейского общества историков-архивистов. Он по крупицам перебрал информацию многих источников, в том числе Государственного архива Краснодарского края.

Считается, что причина упадка благосостояния казачества крылась в уменьшении душевых наделов казаков против нормы в 30 десятин, установленной в 1869 году. Фактически земли в станицах было значительно меньше, например, в Анастасиевской в 1865 году было по 16 десятин на мужскую душу. Военное ведомство приступило к землеустроительным работам в казачьих областях, чтобы увеличить душевые наделы из войсковых запасных земель. Было издано постановление Кубанского Областного правления от 14 апреля 1909 года: земли из Приейской дачи выделить обществу станицы Анастасиевской. Под хутор отводилось 1472 десятины. Спустя три года, 28 октября 1912 г. руководство казачьего общества станицы Анастасиевской определило списки переезжающих. Предполагалось выделять землю на мужчин, родившихся до 1 января 1912 года, то есть, на льготных условиях: в Кубанском казачьем войске душевой надел выдавался с 17 лет.

Новый хутор образовали 22 семьи, которые возглавляли: Парфентий Бондаренко, Алексей Дуброва, Фёдор Демьяненко, Семён Кошара, Семён (Самон) Ковях, Прокофий Куколевский, Павел Ляшко, Иван Мамай, Алексей Мовчан, Елизар Маяцкий, Прокофий Мазур, Дмитрий Наточий, Василий Одуд, Илларион Стеценко, Григорий Сосновый, Моисей Столяр, Кирилл Сердюк, Дмитрий Щербина, Никифор Карабут, Терентий Филоненко, Стефан Мироненко, Игнат Маяцкий.

Окончательные решения были приняты на сходе станицы Анастасиевской 25 августа 1913 года. Помимо душевого надела на нём оговаривался размер пособия: для перевозки имущества выделялось по 110 рублей на мужскую душу. Казаки просили как можно скорее наделить переселенцев землёю в Приейской степи, так как началось время обработки земли. Уполномоченными за переезд и обустройство назначили помощника атамана Абраменко, урядников Николая Иваниса, Семёна Ярового, казаков Самсона Синельника, Парфентия Бондаренко, Семёна Ковях.

По приезде сразу размечалась хуторская земля: 923,2 га – казакам, 678,45 га – под посевы, 248,9 га – под сенокос или выпас скота. То есть, конец 1913 года можно считать фактическим основанием хутора Приазовского (так тогда называли Приазовку). Судя по документам, к этому времени здесь уже стояли дома и хозяйственные постройки. Семьи переселенцев ехали по железной дороге сначала от станицы Славянской до станицы Уманской, затем до Ейска. Примечательно, что первые записи о рождении детей у жителей Приазовки зафиксированы в приходской книге ейской Пантелеймоновской церкви декабрём 1913 года. Первый сход казаков на хуторе Приазовском состоялся 23 мая 1914 года в присутствии Кухаривского хуторского атамана.

Факт основания хуторов Приазовского и Кухаривского стал камнем преткновения между казаками-переселенцами и мещанами-арендаторами. Эти земли арендовала Городская Управа у Кубанского Войска и сдавала в аренду мещанам по пять рублей за десятину. Но после создания хуторов уже мещане вынуждены были арендовать землю у казаков-хуторян по 20-25 рублей за десятину. Казакам хорошо – дополнительный доход, а мещанам – значительные расходы.

Только хуторяне построили дома, посадили сады, как грянула Первая мировая война, и казаки призывного возраста отправились в действующую армию…

Подпись к фото. Семья казака Парфентия Бондаренко, 1921 г. 1-й ряд-Вера Парфетьевна (сидит); 2-й ряд (слева направо): Елизавета Ивановна (ум. в ссылке в 1933 г.), еѐ муж, Феофан Парфентьевич (в 1921 г. переехал с семье в ст. Анастасиевскую, расстрелян в 1933 г.), Парфентий Михайлович, его жена Евдокия Ивановна, его сестра Ефросиния Михайловна, в замужестве Непокупная (умерла от голода в 1933 г.); 3-й ряд (слева направо): Фѐкла Парфетьевна (еѐ зять — Н.Г. Волик (1922-2003) — почетный гражданин города Ейска), Анна Парфетьевна.

Примечание: на самой первой фотографии в центре — казак Иван Иванович Велигура, 20 — е гг.

фото и материал предоставлены автором Сергеем Шананиным, сотрудником муниципального архива Ейского района.